Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Дерзкая Турция и её воздушное пространство


Первый турецкий F-35A был представлен на заводе компании Lockheed Martin в Форт-Уорте в июне 2018 года, после чего поставка была приостановлена американским Конгрессом

Соединенные Штаты и Турция входят в один блок НАТО с 1952 года и имеют некоторые общие и жизненно важные интересы, но стратегические взаимоотношения, по всей видимости, между двумя странами закончились. Хотя Турция формально остается союзником НАТО, на данный момент она не является партнером США. Турция поклялась продолжить борьбу с поддерживаемыми Америкой курдскими формированиями, которые она считает террористической организацией, после того, как президент Дональд Трамп предупредил об экономическом хаосе, который настигнет Анкару, если она осмелится атаковать курдское ополчение после гипотетического вывода американских военных.


Очередные трения между Вашингтоном и Анкарой снова обострились в марте 2019 года, когда верховный главнокомандующий войсками НАТО генерал Кертис Скапаротти предостерег, что если Турция купит российские зенитные комплексы С-400, то Соединенные Штаты не поставят истребители F-35 и будут вынуждены рассмотреть запрет на покупку других военных технологий. Помимо озабоченностей, высказанных по поводу совместной работы комплекса С-400 в одной связке с американскими самолетами, Скапаротти также не обошел вниманием несовместимость российского противовоздушного комплекса с системами НАТО. В ответ на заявление генерала президент Турции Эрдоган сказал, что сделка по российский комплексу С-400 не имеет ничего общего с Пентагоном и не должна никоим образом повлиять на закупку истребителей F-35.



С момента начала реализации в 1999 году программы по истребителю F-35 Joint Strike Fighter (JSF) Турция была партнером компании Lockheed Martin третьего уровня, следствием чего стала церемония поставки первого самолета, проведенная в Техасе в июне 2018 года.


Компания Turkish Aerospace разрабатывает боевой самолет пятого поколения с целью замены истребителей F-16 турецких ВВС

Турция планирует закупить для своей армии 100 самолетов F-35A (традиционный вариант с обычным взлетом и посадкой) с возможностью участия турецких компаний в их производстве, в частности, Turkish Aerospace Industries (TAI) ожидает получить заказы на 12 миллиардов долларов. Компоненты фюзеляжа, кожухи воздухозаборников и внешняя подвеска вооружения «воздух-земля» изготавливаются компанией TAI, задний кожух для двигателей Pratt & Whitney F135, никелевые и титановые диски, шасси, тормозная система и конструктивные элементы изготавливаются компанией Alp Aviation, панорамный дисплей в кабине и компоненты системы дистанционного управления ракет компанией Ayesa, фюзеляж и детали крыльев компанией Kale Aerospace и различные детали для двигателей F135 компанией Kale Pratt & Whitney.

Впрочем, продажа F-35 Турции была отложена Конгрессом США в августе 2018 года в рамках Закона о полномочиях в области национальной обороны в ожидании доклада Пентагона об оценке необходимых мер и полной стоимости сокращения поставок F-35 в Турцию; тупиковая ситуация продолжается по сей день.

Любая задержка в принятии F-35A на вооружение будет серьезной озабоченностью для турецких ВВС, которые до сих пор оправляются от последствий неудавшегося военного переворота в июле 2016 года, который был поддержан некоторыми офицерами ВВС, тогда как другие встали на защиту правительства. Более чем 200 офицеров, включая бывшего начальника штаба, и большое число пилотов было арестовано и уволено со службы.

Впрочем, TAI, недавно переименованная в Turkish Aerospace, реализует ряд амбициозных военных программ. В начале этого списка находится программа TF-X, официально известная как National Combat Aircraft, целью которой является замена истребителей F-16. Истребитель TF-X пятого поколения будет иметь максимальную взлетную массу 27215 кг, длину 19 метров и размах крыльев 12 метров.


Первый из 15 базовых учебных турбовинтовых самолетов Hurkus-B для турецких ВВС взлетел в январе 2018 года

На нем будут установлены два турбовинтовых двигателя с форсажной камерой мощностью по 90 кН. Ожидается, что он будет иметь оперативную дальность действия свыше 1100 км, практический потолок более 16700 метров и максимальную скорость 2 числа Маха. В TAI заявили, что TF-X планируется задействовать с истребителями F-35A, которые должны были быть закуплены Турцией у США, добавив, что производство TF-X планируется вести до 2070 года. Согласно политике Анкары о локальном оборонном имуществе, TAI и ее промышленные партнеры нацелены на производство на территории Турции планеров с небольшой эффективной площадью отражения, двигателей TF-X, боеприпасов, компонентов ситуационной осведомленности с функцией слияния сигналов с разных сенсоров.

В ноябре 2018 года министр обороны Турции сказал, что TAI с Минобороны в соответствии со своими обязательствами должны провести первые летные испытания прототипа TF-X с двигателем General Electric F110 в 2023 году, отметив при этом, что это является «главной целью» турецкого правительства.

В январе 2015 года компания TAI и министерство обороны выдали контракт BAE Systems стоимостью более 100 миллионов фунтов стерлингов в качестве помощи в проектировании TF-X. По четырехлетнему контракту компания ВАЕ должна предоставить фирме TAI 400 человеко-лет инжиниринговых консультаций и технической поддержки. По завершении, ВАЕ, как ожидается, получит еще один контракт для поддержки разработки TF-X в Турции.

Что касается программы по турбовинтовому двигателю TF-X, то в турецком министерстве обороны подчеркнули, что до сих пор рассматривают его варианты. При этом британское правительство выдало экспортную лицензию Турции, позволяющую компании Rolls-Royce сотрудничать с частной турецкой фирмой Kale Group, в результате чего в мае 2017 года было создано совместное предприятие ТАЕС Ucak Motor Sanayi AS. Компания Rolls-Royce планировала обучить 350 турецких инженеров и использовать технические возможности Турции в рамках процесса разработки.


12 легких разведывательных/штурмовых самолетов Hurkus-C, оборудованных оптико-электронной системой видовой разведки и прицельной системой, заказаны турецкими ВВС

Впрочем, турецкое министерство обороны дало ясно понять, что Турция не будет зависеть от одной страны в программе TF-X, заявив, что «когда вы работаете с одной компанией или когда зависите от одной страны, вы можете столкнуться с различными проблемами на разных этапах проекта». Турция также начала свою собственную программу по разработке двигателя TF-X с организации консорциума TRMotor, в который могут войти иностранные компании.

В декабре 2018 года сообщалось, что Rolls-Royce со своим партнером Kale Group предложила турецкому правительству улучшенные условия по программе разработки истребителя TF-X, хотя в тоже время британская компания подтвердила, что ограничивает свое участие в проекте. Разногласия между двумя сторонами возникли из-за проблем, связанных с передачей интеллектуальной собственности, и хотя это не было подтверждено компанией Rolls-Royce, там заявили, что она все же участвует в проекте и продолжает изучать возможности со своим турецким партнером.



На международном авиашоу Фарнборо 2018 компания TAI показала макет своего учебного однодвигательного истребителя Hurjet. По словам представителя TAI, по графику Hurjet должен совершить свой первый полет в 2022 году, а первый самолет должен быть принят на вооружение турецких ВВС в 2025 году. В июле компания TAI, Управление оборонных закупок и турецкие ВВС подписали соглашение по проекту Hurjet о строительстве пяти прототипов в двух разных конфигурациях — учебный истребитель AJT (Advanced Jet Trainer) и легкий боевой самолет LCA (Light Combat Aircraft). Компания TAI намерена создать истребитель, развивающий скорость 1,2 Маха, что позволит пилотам плавно переходить с турбовинтового истребителя к истребителю 5 поколения. Новые Hurjet заменят парк самолетов Т-38, который TAF обновила в 2011-2016 годах.


Ударный вертолет Т129 АТАК поставляется турецким ВВС, а также выбран пакистанской армией

Базовый турбовинтовой учебно-тренировочный самолет Hurkus-B компании TAI оборудован легким проекционным бортовым индикатором LiteHUD от ВАЕ Systems в передней кабине, многофункциональными дисплеями компьютером и катапультными креслами Martin-Baker Mk T16N. ВВС заказали 15 таких машин. Компания Turkish Aerospace также разрабатывает легкий штурмовой/разведывательный вариант Hurkus-C, который оснащен семью точками крепления (три под каждым крылом и одна на фюзеляже), способные нести внешнюю нагрузку массой до 1500 кг. Самолет может нести топливный бак объемом 318 литров на внешнем подвесе. Комплекс вооружения включает противотанковые ракеты Roketsan UMTAS/LUMTAS, 70-мм ракеты класса «воздух-поверхность» с лазерным наведением Roketsan Cirit, бомбы с лазерным наведением GBU-12, неуправляемые бомбы МК.81 и МК.82, учебные авиабомбы BDU-33 и МК-106 и комплекты наведения HGK-3 INS/GPS и KGK-82 для универсальных бомб. Самолет также может быть вооружен 12,7-мм пулеметом и 20-мм пулеметом.

Компания Turkish Aerospace активно участвует в проектировании и производстве винтокрылых машин, включая двухместный двухдвигательный ударный вертолет Т129 АТАК на базе AgustaWestland AW129 Mangusta. Всего было поставлено в общей сложности 59 машин Т129, а в июне 2018 года Пакистан подписал контракт на 1,5 миллиарда долларов с компанией TAI на поставку 30 ударных вертолетов Т129 АТАК. Впрочем, после ухудшения отношений США и Турции американское министерство обороны отказало в экспортной лицензии, необходимой для турбовальных двигателей Т800-4А для Т129, изготавливаемых компанией LHTEC, совместным предприятием Honeywell и Rolls-Royce.

В поисках будущих экспортных возможностей Turkish Aerospace запустила свое роуд-шоу «Т129 АТАК Brazil Roadshow» на крупнейшей оборонной выставке в Латинской Америке LAAD 2019.


Многоцелевой шеститонный ТВ25 с турбовальными двигателями предназначен для выполнения как для гражданских, так и военных задач

В феврале 2019 года турецкое Управление оборонных закупок подписало контракт с Turkish Aerospace на проект Heavy Class Attack Helicopter. Вертолет Heavy Class Attack, получивший обозначение Т130 ATAK-2, будет иметь два двигателя, вращающие пятилопастной основной винт и бронированную кабину тандемной конфигурации для пилота и стрелка. В ней будет установлен модульный комплект авионики, в который входят четырехкоординатный автопилот и нашлемные дисплеи для экипажа. Компания Turkish Aerospace спроектирует и построит продвинутый ударный вертолет, способный нести большую целевую нагрузку, устойчивый к внешним факторам и оснащенный современными системами сопровождения и визуализации, радиоэлектронного противодействия, навигации, связи и вооружения. Вертолет Heavy Class Attack Helicopter, который по плану должен взлететь в 2024 году, станет еще одним проектом, предназначенным играть важную роль в снижении внешней зависимости турецкой оборонной промышленности.

Tusa Engine Industries (TEI), дочерняя компания Turkish Aerospace, возглавляет разработку турбовального двигателя мощностью 1400 л.с. для вертолета АТАК-2 Heavy Class Attack Helicopter и многоцелевого вертолета Т-625, совершившего первый полет в сентябре 2013 года. Вертолет Т625 нового поколения массой 6 тонн с двумя двигателями, вмещающий двух членов экипажа и 12 пассажиров, предназначен для военных, военизированных и гражданских задач. Его современная авионика, новая трансмиссия и винтовая система позволяют вертолету превосходно чувствовать себя в жарком климате и высокогорных условиях.


10-тонный многоцелевой вертолет предназначен для поисково-спасательных операций и береговых операций

Будет также разработан многоцелевой вертолет массой 10 тонн в военной конфигурации с продвинутой авионикой и функциональными системами, подходящий для поисково-спасательных операций и операций в прибрежной зоне. Вертолет предназначен для удовлетворения широких оперативных требований, он будет иметь большую и высокую кабину, кормовую аппарель и убирающееся шасси. Вертолет с максимальной скоростью 170 узлов и дальностью полета 1000 км сможет перевозить более 20 человек.

Компания Turkish Aerospace также активно ведет разработку беспилотных авиационных систем. Средневысотный БЛА ANKA с большой продолжительностью полета совершил свои первый полет в декабре 2004 года. БЛА длиной 8 метров имеет размах крыльев 17,3 метра и оснащен двигателем мощностью 155 л.с. Начальный заказ на 10 беспилотников ANKA Block-B и 12 станций наземного управления поставлен турецким ВВС. В октябре 2013 года компания Turkish Aerospace начала новый проект по созданию следующей модели, получившей обозначение ANKA-S.


Средневысотный беспилотник с большой продолжительностью полета ANKA-B поставляется турецким ВВС, в то время как вариант ANKA-S пока разрабатывается

На беспилотник ANKA-S устанавливаются разработанные в стране подсистемы, например, оптоэлектронная камера Aselsan CATS в дополнение к системам ASELFUR 300T и SARPER. Если БЛА ANKA Block-B за счет системы Link Relay может иметь дальность полета более 200 км, то на новом варианте ANKA-S установлено спутниковое оборудование, которое позволяет летать автономно вне прямой видимости. Наземная станция управления ANKA-S может управлять до шести БЛА одновременно посредством спутниковых каналов связи Ku-диапазона с пропускной способностью 10 Мбит/с. Разработанные в Турции система определения местоположения, национальная система «свои-чужой», радиосвязь стандарта MILSEC-3 с шифрованием данных и радиорелейная связь были интегрированы в беспилотник ANKA-S. Техническая и летная подготовка на поставленном турецким ВВС системе началась в октябре 2017 года и была успешно завершена.

Несмотря на раздирающие страну политические пертурбации, Турция готовится значительно увеличить оборонный бюджет на 2020 год и одним из основных выгодоприобретателей будет компания Turkish Aerospace, которая стремится развивать свои успех в турецкой оборонной промышленности за счет грамотного использования мирового и национального опыта.
Николай Антонов

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

406

Похожие новости
10 июля 2020, 20:00
09 июля 2020, 23:20
11 июля 2020, 15:00
11 июля 2020, 05:40
11 июля 2020, 05:40
09 июля 2020, 21:20

Новости партнеров