Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Бронетанковая эпопея. Опыта нет, заказы есть

Скандальная ситуация, которая сложилась с поставками для украинских силовых структур бронетехники, набирает обороты.




Бронеавтомобиль "Варта"


Некоторое время назад в средствах массовой информации появилась информация о том, что Корпус морской пехоты ВСУ получил сразу 14 бронированных машин «Варта». Таким образом, морские пехотинцы также получили возможность оценить все преимущества и недостатки данной машины вслед за нацгвардейцами, спецподразделением «КОРД» Министерства внутренних дел и украинскими армейцами.

Стоит отметить, что машин с колесной формулой 4х4 в украинских силовых структурах достаточно. По словам некоторых экспертов, происхождение данной машины имеет белорусские корни. Речь идет о первых образцах «Варты», которые устанавливались на шасси МАЗ белорусского производства и были оснащены российскими двигателями. Первые образцы были представлены еще в 2015 году в качестве полицейской машины. Однако весной 2016 года производители представили образец для госиспытаний, решившись на военный заказ. С этой целью российский двигатель был заменен китайским Weichai (мощность 380 л.с.).


Самое интересное, что армейцы достаточно быстро приняли на вооружение бронеавтомобиль с оговоркой «до окончания особого периода». А производители тем временем продолжали модернизацию. В конечном итоге в 2018 году на оружейной выставке была представлена уже восьмая модернизированная версия «Варты».

За этот же период времени были разработаны еще несколько вариантов бронеавтомобиля: противотанковый и санитарно-медицинский. По словам производителей, все эти машины были «обкатаны» в зоне проведения боевых действий на юго-востоке страны и получили от военных достаточно высокие оценки.

Впрочем, как утверждают эксперты, бронеавтомобиль «Варта» не полностью соответствует требованиям, которые выдвигаются к армейской бронетехнике. В первую очередь это достаточно большие размеры (иными словами, машина пригодна для использования лишь на прифронтовых территориях, где практически не используются РПГ, танки и станковые гранатометы). В то же время автомобиль защищен шведскими бронелистами, а дно дополнительно усилено V-образной броней, поэтому осколки от снарядов и даже подрыв достаточно мощного заряда (до 8 кг) ему не страшны. По словам разработчиков, автомобиль способен выдержать бронебойные пули калибра 7,62 мм.

В то же время дополнительная бронезащита существенно повлияла на скорость (она упала до 75 км вместо 90) и запас хода (500 км вместо 700). Кроме того, высота корпуса делает использование машины как носителя противотанкового комплекса довольно-таки сомнительным.

Среди несомненных «плюсов» военные указывают на большую вместительность машины (до 10 человек), а также наличие современных противоминных сидений с амортизацией для десанта и экипажа. К тому же, бронеавтомобиль отличается хорошей проходимостью даже по сравнению со специальной техникой типа «Дозора».

Как бы там ни было, но в случае с «Вартой» налицо метания украинских силовиков, поскольку в настоящее время у них на вооружении уже имеется несколько образцов бронетехники: «Спартан» и «Кугуар» на базе КрАЗа. Однако они были закуплены и поставлены в войска еще в 2014 году. В настоящее время они постепенно снимаются, поскольку в ходе проведения боевых действий оказалось, что машины отличаются невысокой боевой ценностью, слабыми внедорожными качествами и ненадежными агрегатами и узлами.

"Козак" и "Сокол"


Десантно-штурмовые структуры имеют на вооружении еще один образец бронетехники – бронеавтомобиль «Козак» в различных модификациях. Еще несколько лет назад его называли стандартной машиной для украинских войск. Впрочем, несмотря на это, в последние годы ни одной большой партии данных автомобилей на вооружение так и не было принято. В то же время, на базе данной машины был спроектирован ударно-разведывательный комплекс «Сокол», оснащенный польскими беспилотниками украинской сборки – боевым Warmate (поражает цели до 30 км) и разведывательным FlyEуе (осуществление разведки до 50 км).




Неизвестные судьбы "Барс-8" и "Дозор-Б"



Также нет никаких данных и о поставках еще одного образца бронетехники – бронеавтомобиля «Барс-8» на базе Ford F-550. Взять его на вооружение планировали еще в 2016, а затем – в 2017 году. О том, что данный проект все еще действителен, свидетельствует оружейная выставка 2017 года, на которой был представлен минометный мобильный комплекс, разработанный на базе «Барса».




Неизвестна судьба и еще одного бронеавтомобиля, история создания которого длится уже полтора десятка лет. Речь идет о бронеавтомобиле «Дозор-Б», который был специально разработан для вооруженных сил. В 2014 году ведомство выражало готовность закупить сразу две сотни таких машин, но Львовский бронетанковый завод не имеет достаточных возможностей для начала серийного выпуска. Таким образом, была закуплена всего одна опытная партия в 10 машин. Но в процессе эксплуатации были обнаружены серьезные недочеты в конструкции. Зимой 2018 года на вооружении армии оставалось все тех же 10 машин, которые до настоящего момента проходят испытания в зоне проведения боевых действий на Донбассе в составе 95-й десантно-штурмовой бригады.




Из пластмассовой тары в бронетехнику


Вообще, необходимо отметить, что эпопея с закупкой бронетехники для украинской армии продолжается не один год. И постепенно всплывают весьма интересные факты. Так, к примеру, тот же бронеавтомобиль «Варта». Начало проекту было положено в 2015 году компанией «Укрглавпак». Сама фирма возникла в начале 2000-х и специализировалась на изготовлении пластмассовой тары и оптовой торговле ею, однако летом 2015-го перепрофилировалась и начала заниматься бронетехникой. Изменилось и название: фирма стала «Украинской бронетехникой».

Владелец новообразованной фирмы – Ю. Стасько, директор – А. Кузьма. Эти молодые люди хорошо знакомы по медицинскому бизнесу: они были совладельцами «Глобамеда», компании, которая занималась фармацевтикой. Впрочем, они руководители лишь номинально, настоящий руководитель, Н. Кузьма, хорошо известный в медбизнесе человек со спорной репутацией. В 2015 году этот человек стал помощником С. Пашинского (глава парламентского комитета по нацбезопасности) как консультант по военной технике.

"Варта" для Нацгвардии и вооруженных сил


Несмотря на то, что «Украинская бронетехника» не имела ни малейшего опыта в разрабатывании бронированной техники, тем не менее, она сумела представить «Варту» менее чем за шесть месяцев. Автомобиль получил положительные оценки. Более того, утверждалось, что благодаря использованию недорогого шасси общая стоимость автомобиля будет относительно невысокой – около 5 миллионов гривен (около 185 тыс. долларов). Впрочем, как показало время, действительная стоимость достигла более 7 миллионов гривен (260 тыс. долларов). Самое интересное, что данный образец не проходил испытания, а сразу был приобретен для полицейской спецструктуры «КОРД» в количестве 10 машин. Изначально говорилось о том, что решение о закупках больших партий «Варты» будет приниматься после использования бронемашин в зоне проведения боевых действий, но А. Аваков сразу завил о том, что его ведомство намерено закупить 100 единиц.

В мае 2016 года для КОРДа должны были поставить 10 бронемашин, но их поставили лишь осенью, да и то все отправлены для доработки. Проблемы были обнаружены не только в особенностях сборки, но и в самой конструкции. В начале того же года один экземпляр бронемашины был взят для пробных испытаний нацгвардейцами. Однако в ходе испытаний были обнаружены значительные недостатки: незабронированный моторный отсек, хруст при использовании переднего моста, а также раскачивание корпуса даже при поворотах на невысоких скоростях. Более того, автомобиль оказался ненадежным и часто ломался (на место испытаний он вообще не доехал из-за поломки, в результате чего место проведения испытаний пришлось перенести). В докладной записке, таким образом, было отмечено, что «Варта» уступает аналогичным образцам бронетехники по всем параметрам.

Однако, несмотря на столь неудовлетворительные результаты, руководство Нацгвардии все равно подписало контракт на поставки сразу 40 автомобилей со 100-процентной предоплатой (стоимость одной машины составляла более 260 тыс. долларов). Примечательно, что контрактов с подобными условиями не было заключено ни с одним из оборонных предприятий.

Согласно договору, первую партию из 10 бронемашин должны были поставить до декабря 2016 года, но ни одной машины гвардейцы так и не получили.

Параллельно с этим машину «Варта» включили в государственный оборонзаказ, и в конце 2016 года был заключен контракт на поставку 10 единиц уже для вооруженных сил (стоимость бронемашин при этом составляла 246 тыс. долларов за единицу).

Соответственно, до 2017 года предприятие «Украинская бронетехника» уже имело договоры на поставку 6 десятков своих машин, но ни одна из них так и не была доставлена. А опытный образец, который был представлен для испытаний, признали неудачным с точки зрения конструкции и требующим значительных доработок.

Странно, но никаких штрафных мер за этим не последовало, а сомнительная фирма «Украинская бронетехника» каким-то образом оказалась в перечне из шести предприятий, которые получили государственную гарантию. Другие 5 предприятий – заводы госконцерна «Укроборонпром». По данной гарантии коммерческое предприятие получило более 270 миллионов гривен (10 млн. долларов) гарантий. Иными словами, фирма с 3 десятками сотрудников получила по 9 миллионов гривен на человека. Просто для сравнения: Житомирский бронетанковый завод – 0,72 миллиона гривен на человека, Львовский бронетанковый – и того меньше (0,59 миллионов гривен на человека).

Под госгарантию в начале 2017 года силовое ведомство подписало уже третий по счету контракт на поставку 39 машин «Варта» для нужд Нацгвардии. В середине весны гвардейцы получили всего один образец для испытаний. Автомобиль наездил 3 тысячи км. и в полной мере подтвердил изначальные негативные результаты (около двух десятков несоответствий Техзаданию, более 30 поломок и 20 рекомендаций к конструктивным изменениям).

Отсутствие автоблокировки дифференциала переднего моста и несоответствие мощности двигателя устранить невозможно, поскольку это обусловлено конструкцией машины. «Варта», таким образом получила в очередной раз негативные отклики, но в конце весны 2017 года 40 единиц были поставлены в Нацгвардию. Вполне очевидно, что за месячный срок устранить все недостатки даже теоретически невозможно (особенно, если принимать во внимание, что два из них устранить вообще нереально). Таким образом получается, что машины были поставлены со всеми техническими недочетами, поэтому для эксплуатации они были непригодны, и считать данный контракт выполненным нельзя даже условно.

Для министерства обороны заказ не был вообще выполнен – в намеченные сроки «Украинская бронетехника» не уложилась, поэтому контракт продлили до конца весны 2018 года.

Однако, несмотря на все эти явные недостатки, в 2018 году бронемашину «Варта» включили в государственный оборонный заказ на 49 единиц.

«Украинская бронетехника», соответственно, на тот период получила заказов почти на полторы сотни бронемашин, а это более одного миллиарда гривен (более 37 млн. долларов) из бюджета. Фактически из этого числа было поставлено лишь 10 машин для КОРДа, спецподразделения, не принимающего активного участия в боевых действиях и практически не нуждающегося в бронетехнике.

Полнейшее отсутствие опыта госзаказам не мешает


«Украинская бронетехника» вызывает немало вопросов, особенно если посмотреть на ситуацию с заказами на других оборонных предприятиях, имеющих достаточно опыта и возможностей для разработки, производства и поставок бронированной техники. Так, к примеру, Львовский бронетанковый завод за последние годы получил лишь один заказ на 10 машин «Дозор», причем эти машины в СМИ всегда обсуждаются с большой долей негатива. ПНО «Практика» получило госзаказ на 20 бронеавтомобилей «Козак» в 2017 году, но на предприятии постоянно проводятся самые разнообразные проверки. Предприятие «КрАЗ» на свои машины «Фиона» и «Шрек» вообще заказов не получало. Непонятна ситуация на «и с неоднократно обсуждаемыми в СМИ поставками бронемашин «Спартан» и «Кугуар» в 2014 году. Предприятие «Ленинская Кузница» с 2016 года на свои «Тритоны» не получала заказов, но попало под расследование антикоррупционного бюро за поставку 4 машин Погранслужбе в 2015 году с активным обсуждением сего факта в прессе. «Корпорация Богдан» на свои машины «Барс» заказов не получала; единственный заказ – на недорогие небронированные санитарные машины, да и тот сопровождался громким скандалом с вовлечением общественности…

Таким образом, ситуация вызывает немало подозрений и еще больше вопросов. Почему коммерческая «Украинская бронетехника», несмотря на полнейшее отсутствие опыта и огромное количество недочетов в конструкции и техническом оснащении, активно получает заказы от государства, в то время как государственные предприятия, специализирующиеся на производстве бронетехники, остаются не у дел? Те, кто умеет думать, наверняка догадываются, что происходит на самом деле…
Валерий Бовал

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

299

Похожие новости
22 мая 2019, 20:40
23 мая 2019, 07:20
23 мая 2019, 20:40
22 мая 2019, 20:20
23 мая 2019, 10:20
23 мая 2019, 18:20

Новости партнеров