Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Боевые корабли. Крейсера. За один шаг до совершенства


Следующий этап развития программы японского кораблестроения, а конкретно тяжелых крейсеров. От «Мёко» до «Могами» и «Тоне» путь японских корабелов лежал через проект тяжелых крейсеров типа «Такао».

Крейсера типа «Такао» стали дальнейшим этапом развития проекта «Мёко». При разработке кораблей так называемые вашингтонские ограничения японцы проигнорировали, поэтому с одной стороны, конечно, не уложились в лимит 10 000 тонн, с другой – уместили в корабли все, что хотели. Ну, почти все.



Но и того, что хотелось в минимальной конфигурации, хватило для того, чтобы корабли типа «Такао» стали самыми крупными японскими крейсерами.


С одной стороны, корабли оказались весьма сильно перегружены выше ватерлинии, с другой… О водоизмещении мы поговорим позже, а вот о том, что удалось конструкторам Фудзимото и Хирага вбить в крейсера, – сейчас.

Конечно, посмотрев на фото, сразу можно отметить весьма массивные бронированные надстройки, более уместные на линкоре (не типа «Фусо», конечно же), чем на крейсере. Но даже не в толстой броне надстроек дело, хотя для идентификации они самое то.


Но пройдем по порядку.

«Такао», «Атаго», «Майя» и «Чокай».


Заложили все четыре крейсера в период между 28 апреля 1927 г. и 5 апреля 1931 г. «Такао» и «Атаги» строились на военно-морских верфях в Йокосуке и Куре, «Майя» — фирмой Кавасаки на собственном заводике в Кобе, а «Чокай» собрала из металла фирма Мицубиси в Нагасаки. По традиции корабли получили названия в честь высочайших вершин Японских островов.

На момент начала войны, претерпев некоторое количество модернизаций, крейсера типа «Такао» имели следующие характеристики:

— длина по корпусу: 203,8 м;
— ширина по мидель-шпангоуту: 20,4 м;
— осадка: 6,32 м.

Водоизмещение, конечно же разнилось. Полное у «Такао» и «Атаго» равнялось 15 875 тонн, у «Майя» и «Чокай» — 13 900 тонн. Понятно, что до стандартов, прописанных вашингтонским договором было далеко, отсюда и некоторые преимущества перед стандартными «вашингтонцами».


В качестве силовой установки крейсера имели по 12 котлов Кантон, четыре турбозубчатых агрегата и четыре гребных винта. Мощность силовой установки — 133 000 л. с., что обеспечивало весьма неплохую скорость хода — 34,25 узлов. Расчетная дальность плавания 14-узловым ходом — 8500 морских миль. Экипаж крейсера состоял из 740-760 человек.

Бронирование. Толщина броневого пояса крейсеров типа «Такао» равнялось 127 мм, толщина бронепалубы — 35 мм (над ЭУ до 70-90 мм), стенок надстройки — 10-16 мм. Траверсы 75-100 мм, башни 25 мм, барбеты 75 мм. В целом весьма достойно и побогаче, чем у «Мёко».



Вооружение. Вот тут японские конструкторы оторвались по полной программе.

Главный калибр крейсеров типа «Такао» составляли орудия калибра 203-мм в пяти двухорудийных башнях типа «Е». Три башни размещались в носу, две — в корме.




Вспомогательный калибр был представлен восемью 127-мм универсальными орудиями в четырех двухорудийных башнях, по две башни с каждого борта.

Зенитная артиллерия. 25 автоматических пушек калибра 25 мм в спаренных и строенных установках, 12 пулеметов «Тип 96» 13,2 мм в шести спаренных установках. В 1944 году крейсера подверглись модернизации, в ходе которой количество зенитной артиллерии было значительно увеличено. На «Атаго» и «Такао» число 25-мм автоматов довели до 60 стволов (6х3, 6х2 и 30х1), на «Чокай» до 38 (8х2 и 22х1) и на «Майя» – до 66 (13х3 и 27х1). Плюс каждый крейсер получил от 10 до 13 «спарок» пулеметов 13,2 мм.


Торпедное вооружение. Первоначально на крейсерах стояли сдвоенные ТА, но в ходе усовершенствований на бортах установили счетверенные торпедные аппараты калибром 610 мм, по два на каждом борту. Боезапас по торпедам составлял 24 штуки, 16 в аппаратах и еще 8 в специальном легкобронированном хранилище.

Несвойственно крейсерам, тем более тяжелым, но с 1942 года каждый крейсер нес и глубинные бомбы! На корме кораблей были смонтированы направляющие для сброса, и каждый корабль брал на борт еще 24 глубинных бомбы.

Каждый крейсер был оборудован двумя авиационными пороховыми катапультами, авиагруппа состояла из трех гидросамолетов.



Вооружение кораблей было более чем впечатляющим. Да, перегруз имел место быть, но оно явно того стоило.

Стоит отметить, что на крейсерах типа «Такао» впервые были применены орудия главного калибра 203 мм/50 «Тип 3» №2. Угол возвышения орудий ГК увеличивался до 70°, что в теории позволяло стрелять из них по самолетам. Отсюда некоторое уменьшение стволов универсальной артиллерии и попытка компенсировать уменьшение 127-мм орудий автоматами 25 мм.


По сравнению с «Мёко» крейсера типа «Такао» были просто плавучими отелями в плане условий размещения экипажа.

Кубрики рядового состава находились на нижней палубе в корме, а также на средней палубе от кормы до района дымоходов первого и второго котельного отделений.

Офицерские каюты были сосредоточены в носовой части на нижней и средней палубах, там же находилась кают-кампания.

Благодаря меньшему размеру экипажа и переносу торпедных аппаратов на верхнюю палубу, жилые помещения были существенно просторнее, чем на «Мёко». Но и помимо простого увеличения жилого пространства, было значительно увеличено количество вентиляторов (до 66 штук), обеспечивающих приток свежего воздуха в казематы, а кондиционированный воздух начал подаваться не только в башни и погреба боезапаса, но и в посты управления кораблем.

Корабли имели довольно обширные кладовые для риса и пшеницы, гарантирующие автономность, и даже специальную морозильную камеру для мяса и рыбы объемом 67 кубометров.

Камбузы и лазареты были раздельными для офицеров и матросов, раздельными были и бани для матросов, унтер-офицеров и офицеров!

В целом оказалось, что японцы могут строить не только быстрые и сильные корабли, но еще и относительно комфортные. По сравнению с «Фурутаками» и «Мёко» — роскошные.

Боевая служба.


Все четыре крейсера вошли в строй в период с 30 марта 1932 г. по 30 июня 1932 г. Их приписали к 4-й дивизии 2-го флота. Там они сменили как раз те самые «Мёко». И с 1932 года по начало Второй мировой войны крейсеры принимали участие в маневрах, походах и смотрах Императорского японского флота.

В войну корабли вступили уже пройдя ряд модернизаций, изменивших как облик, так и мощь кораблей.


В сентябре 1941 года все четыре крейсера были приданы линкорам «Конго» и «Харуна» 3-й дивизии, составив тем самым ядро Южных сил, которыми командовал адмирал Кондо.

Флот Кондо осуществлял дальнее прикрытие операций в Малайе и на Борнео. Захватив Малайю, соединение повоевало в районе Австралии и островов Суматра и Ява, после чего «Такао» и «Майя» ушли в Йокосуку на ремонт, в ходе которого на кораблях были установлены новейшие 127-мм универсальные орудия в двухорудийных башнях.

Далее крейсера принимали участие в операции возле Алеутских островов, целью которой было отвлечь внимание американских сил от Мидуэя. Получилось так себе.

«Чокай» весьма успешно принял участие в сражении у острова Саво, а три остальных крейсера отметились в сражении у острова Гуадалканал. «Такао», «Атаго» и «Майя» вместе с кораблями 5-й дивизии «Мёко» и «Хагуро» присоединились к авианосной группе адмирала Нагумо.


Этот японский флот сошелся в бою с американским соединением TF-61 в сражении при Соломоновых островах. Все пять японских тяжелых крейсеров приняли участие в ночном бою с американскими кораблями, а в конце битвы при Санта-Круз приняли участие в потоплении авианосца «Хорнст».

В ночь с 14 на 15 ноября 1942 г. крейсера «Такао» и «Атаго» вместе со старым линкором «Киришима», а также эсминцами, были направлены для обстрела аэродрома Хендерсон-Филд.


Однако японцам не повезло. Соединение нарвалось на американские линкоры «Южная Дакота» и «Вашингтон». Оба американских корабля сконцентрировали огонь на японском линкоре «Киришима», дав возможность обоим японскими крейсерам без помех вести стрельбу главным калибром.

В «Южную Дакоту» тогда попало не менее 16 фугасных снарядов калибра 203-мм, выпушенных с дистанции всего в 5 км обоими японскими крейсерами. В том бою «Такао» вообще не пострадал, а «Атаго» получил повреждения средней тяжести. На «Киришиме» же возник сильнейший пожар, позже линкор затонул. «Южная Дакота» ушла с места сражения своим ходом, что свидетельствует о не самых сильных повреждениях.

Далее крейсера принимали участие в эвакуации гарнизона Гуадалканала, операции в районе атолла Эниветок, битве при Марианских островах.

Ну и последним большим сражением стал бой в заливе Лейте.


22 октября 1944 г. четыре крейсера прошли через пролив Палаван. Так для них начиналось морское сражение в заливе Лейте.

23 октября в «Такао» попали две торпеды, выпущенные американской субмариной «Дартер». Через пробоины, проделанные в борту взрывом торпед, в котельные отделения крейсера начала поступать в больших количествах вода. Взрывы также повредили рулевое управление и гребные винты правого борта. На корабле начался пожар, крейсер получил крен в 10 градусов.

Выровнять крейсер удалось затоплением отсеков противоположного борта, но теперь «Такао» сидел в воде слишком низко. Пожар удалось погасить, после чего «Такао» в сопровождении двух эсминцев пополз в Бруней.

Экипаж подлодки «Дартер» не угомонился и продолжил тему, всадив четыре торпеды в крейсер «Атаго». Через некоторое время крейсер затонул.

Примерно в это же время другая субмарина флота Соединенных Штатов, «Дэйс», атаковала крейсер «Майя», выпустив по нему четыре торпеды из носовых торпедных аппаратов. Торпеды попали в левый борт крейсера, который затонул.

25 октября крейсер «Чокай» получил тяжелые повреждения от бомбы, сброшенной самолетом ТВМ-1. Повреждения оказались настолько серьезными, что крейсер пришлось добить торпедами из-за невозможности буксировки.

Тяжело поврежденный «Такао» оказался единственным крейсером, пережившим бой в заливе Лейте. «Такао» благополучно достиг сначала Брунея, а затем Сингапура, где пошел в состав 1-го южного экспедиционного флота вместе с крейсерами «Миоко», «Ашигара» и «Хагуро».

«Такао» ремонтировать не стали, он вместе с поврежденным «Миоко» был затоплен на отмели и использовался в качестве зенитной батареи, благо стволов ПВО было более чем достаточно.

Не зная реального состояния крейсеров, англичане послали для их уничтожения две сверхмалые подводные лодки, которые 31 июля 1945 г. попытались атаковать корабли. По ошибке обе субмарины подошли к борту одного корабля…

«Такао» не повезло. Каждая мини-подлодка несла подрывной заряд массой в 1 тонну и шесть 35-кг «липучих» мин. Подрывные заряды по каким-то причинам не взорвались, но липучие мины проделали значительную пробоину в корпусе.

Странно, но затопленный на мелководье крейсер отказался тонуть дальше. А окончательно крейсер затопили в Малаакском проливе англичане уже после окончания боевых действий — 27 октября 1946 г.

Крейсера типа «Такао» являлись развитием типа «Мёко». Изменения в конструкции «Такао» относительно «Мёко» были как положительными, так и отрицательными.

«Такао» имели броневой пояс значительно большей площади, и гораздо лучшую защиту погребов с боезапасом, как вертикальную, так горизонтальную. Новые поворотные торпедные аппараты с более быстроходными торпедами вместо стационарных двухтрубных на нижней палубе. Более приличные условия для экипажа. Не зря японские адмиралы с удовольствием назначали крейсера типа «Такао» флагманами.

Конечно, были и минусы.

Новые надстройки, довольно громоздкие, увеличивали парусность и верхний вес. Но все-таки надстройка была весьма полезной, а размещение в ней всех постов управления, да под неплохой броней все-таки перевесило парусность.






Нельзя сказать, что новые 203-мм орудия были удачными. Они имели худшую кучность, чем те, которые несли на себе «Мёко», а то, что они в принципе могли вести огонь по воздушным целям, лишило крейсеры пары столь полезных 127-мм универсальных орудий.

Понятно, что основной проблемой стал перегруз кораблей. А выросшее до 15 000 тонн водоизмещение несколько снизило максимальную скорость хода. Хотя благодаря удачной силовой установке скорость и так была вполне приличная (35 узлов).


Но главной слабой стороной крейсеров типа «Такао» стала, на мой взгляд, крайне слабая противоторпедная защита. То, что корабли очень уязвимы для торпед, предопределило их конец.

Однако «Такао», «Атаго», «Майя» и «Чокай» довольно явно продемонстрировали то, что с их разработкой и строительством японские корабелы вышли на новый уровень. И до вершины оставалось совсем немного.
Роман Скоморохов

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

258

Похожие новости
19 февраля 2020, 19:00
20 февраля 2020, 22:40
21 февраля 2020, 17:40
20 февраля 2020, 06:00
20 февраля 2020, 19:40
21 февраля 2020, 06:40

Новости партнеров