Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Боевое применение русской авиации в Первой Мировой войне: аэропланы и их вооружение

Фото из открытых источников
С первых дней своего существования аэропланы привлекали военных всех стран своими выдающимися возможностями. Преимущества даже самых первых самолетов были очевидны: скоростные и маневренные воздушные машины представляли собой сложную цель для наземных огневых средств и открывали совершенно новые перспективы ведения разведки, корректировки артиллерийского огня и  нанесения воздушных ударов по укреплениям противника.
Сегодня мы поговорим о той роли, которую сыграла в Первой Мировой войне только зарождавшаяся на тот момент авиация. О первых воздушных боях, применяемом вооружении и тактике применения аэропланов.

С каким авиапарком вступала в войну Россия?  

К началу Первой Мировой войны Российская империя имела самый многочисленный воздушный флот в мире, что объяснялось успешным применением Россией авиации в период балканских войн в 1911-1913 годах. Высокие результаты работы первых военных русских летчиков послужили поводом для создания в российском Генеральном штабе специального Воздухоплавательного отдела, который и послужил основой для будущих Военно-воздушных сил страны. Таким образом, к 1 августа 1914 года численность воздушного флота России составляла 244 аэроплана, распределенных по 39 авиаотрядам.
Для сравнения, Германия располагала 232 самолетами в 34 отрядах. Остальные страны-участники конфликта имели менее численный авиапарк.
Самолеты того времени представляли собой деревянные конструкции, состоявшие из гондолы для экипажа с хвостовым оперением и планером в виде одного, двух, а иногда даже трех крыльев на решетчатой основе из реек, обшитых полотном. Крылья фиксировались между собой системой расчалок и распорок, а система амортизации шасси была настолько несовершенна, что зачастую их нередкая поломка при приземлении могла послужить причиной фатальной катастрофы.
Аэроплан "Фарман" модели F-16, одна из самых массовых машин в русской авиации
На тот момент Россия уже самостоятельно выпускала аэропланы, чем были заняты производственные мощности семи заводов. Еще пять производств были запущены уже в период войны. Однако, более половины ассортимента выпускаемых моделей принадлежали авторству иностранных конструкторов. Многочисленные «Фарманы», «Мораны» и «Ньюпоры» пока еще преобладали в числе над превосходившими их по тактическим и летным характеристикам аэропланами конструкции Сикорского и других русских изобретателей. Сказывалось традиционное для русских бюрократов преклонение перед всем «заграничным», иностранные модели не только массово производились в стране, но активно закупались и ввозились из-за границы. И лишь затянувшаяся война, нарушившая каналы поставок, как самих аэропланов, так и авиадвигателей и комплектующих к ним, заставила российское командование отдать заслуженное предпочтение продукции отечественных инженеров. 
Первые самолеты не имели собственного штатного вооружения. Это объяснялось скорее тем фактом, что аэропланы изначально не планировалось использовать для ведения воздушных боев. Авиация с успехом применялась для воздушной разведки позиций противника, кое-где делались первые попытки осуществления бомбардировок, правда пока при помощи обычных ручных гранат. Кроме того, в составе воздушного флота России были созданы специальные авиационные артиллерийские отряды, которые были предназначены для корректировки огня в тот период войны, характеризовавшийся затянувшимися позиционными боевыми действиями.
Со временем, масштабы применения и количество задействованных машин увеличивалось, совершенствовалось вооружение, тактика применения аэропланов, росло и техническое совершенство авиации. Появились первые авиабомбы, которые пока сбрасывались летчиками вручную. Впоследствии были сконструированы и применены первые механизмы-бомбосбрасыватели. Особого внимания заслуживают так называемые «флешшеты» (у нас это были так называемые «стрелы» конструкции В.Л. Слесарева), заостренные и оперенные дротики, которые в массовом количестве выбрасывались летчиком вручную путем переворачивания ящика-контейнера над позициями противника. Несмотря на всю кажущуюся простоту и примитивность этого оружия, оно обладало впечатляющей эффективностью, особенно против кавалерийских вражеских порядков. А вот первые бомбы такого успеха не имели, что объяснялось отсутствием или несовершенством первых бомбовых прицелов. Зато бомбовые удары имели оглушающий психологический эффект, повергая противника в надолго деморализующий шок.  1 апреля 1915 года случился довольно курьезный инцидент, когда немцы сбросили на французские позиции «огромную бомбу». Солдаты бросились врассыпную и укрылись в окопах, однако взрыва не произошло. Оказалось, что летчики сбросили футбольный мяч, в котором находилась записка со словами: «Поздравляем с 1 апреля!».
То же касается и стрелкового вооружения аэропланов: первые воздушные бои, которые неизбежно должны были случиться при встрече вражеских самолетов, происходили с применением штатного короткоствольного оружия летчиков. Так, наставлением по военному летному делу в России предписывалось при встрече с противником в воздухе сблизиться с ним и открыть огонь по летчику-неприятелю из табельного оружия. При этом у обеих сторон успехом пользовались австрийские пистолеты конструкции Люгера, особенно их длинноствольная артиллерийская и морская модификация. Артиллерийские «парабеллумы» комплектовались кобурой-прикладом, которая добавляла устойчивости при прицеливании в воздухе, а также многозарядным магазином барабанного типа, который избавлял летчика от такой сложной в самолете операции по перезарядке. 
Позднее на самолетах начали размещать пулеметы. Если при их установке на двухместные модели или аэропланы с толкающим винтом, особых сложностей не возникало, то классическая компоновка создавала проблемы. Курсовой пулемет мог в щепки разнести деревянный пропеллер. Некоторые конструкторы даже предлагали обшивать лопасти винта металлом для защиты от пуль. Долгое время оружие закрепляли над головой летчика – на верхнем крыле биплана, при этом ствол находился выше края вращающихся лопастей пропеллера. Пилот должен был удерживать оружие и вести огонь по противнику одной рукой, целясь практически «на глаз». Можно представить какой была эффективность такой стрельбы в воздушном бою. Однако, в 1915 году немецкий конструктор Антон Фоккер разработал и успешно запустил в серийное производство гениальный механизм – синхронизатор стрельбы. Идея прибора заключалась в том, что он механически блокировал выстрел в тот момент, когда лопасть винта находилась на одной оси с линией огня. Почти год благодаря этому изобретению немецкая авиация имела неоспоримое преимущество в воздухе, пока русским летчикам, наконец, не удалось сбить и заполучить  один из самолетов, оборудованный синхронизатором.
Аэроплан Фоккера модели Е-3, на верхней передней части фюзеляжа виден пулемет с синхронизатором стрельбы
Кроме того, значительно выросло техническое совершенство и разнообразие авиационного парка воздушного флота. Русский конструктор И.И. Сикорский создал первые в мире специализированные самолеты -бомбардировщики, которые, по сути, представляли собой самую настоящую дальнюю бомбардировочную авиацию. В первой половине войны подобных машин не имел ни один из участников конфликта. Самолеты получили название «Илья Муромец» и представляли собой четырехмоторные бипланы с закрытой кабиной, в которой размещались три члена экипажа. Бомбардировщики могли брать до 500 кг бомбовой нагрузки. 
К концу войны парк бомбардировщиков-«муромцев» насчитывал порядка сорока машин. Бомбардировочная эскадра подчинялась непосредственно начальнику штаба Верховного Главнокомандующего и привлекалась только для решения особо важных стратегических задач. О том значении, которое придавалось бомбардировочной авиации можно сказать по тому факту, что «муромцы» не имели права вылетать на задание без прикрытия истребителей.
Дальний бомбардировщик Сикорского "Илья Муромец"
Кроме своего знаменитого бомбардировщика, Сикорский, будучи талантливым и плодовитым конструктором и летчиком, изобрел скоростной истребитель-перехватчик «С-16», который превосходил по своим техническим и маневренным характеристикам существовавшие на Западе аналоги.  
Истребитель-перехватчик Сикорского С-16
Также авторству Сикорского принадлежат: первый российский самолет-штурмовик С-19, самолеты-разведчики, истребители сопровождения. Примечательно, что линейка легких самолетов-истребителей задумывалась Сикорским специально для сопровождения тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец».
Двухмоторный штурмовик Сикорского С-19
Помимо аэропланов конструкции Сикорского, на смену устаревающим моделям западных инженеров приходили более современные и совершенные отечественные самолеты. Так, очень интересны были машины талантливого русского изобретателя и военного летчика штабс-капитана В.М. Ольховского. Этот инженер с успехом проводил серийную модернизацию стоявших на вооружении западных моделей, получая в результате самолеты, значительно превосходящие своих предшественников по всем параметрам. Более того, на базе одной из своих самых успешных модернизаций – усовершенствованного им французского самолета «Моран-Солье», Ольховский   создал прекрасный истребитель «Моноплан-Торпедо», с успехом применявшийся на фронте.
А были еще и «истребитель Терещенко», скоростной истребитель-перехватчик «СКМ» конструкции капитана Модраха, самолет-разведчик «Анатра-Д» и другие.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что небо в Первой Мировой если и не оставалось полностью за нашими летчиками, то уж чувствовали себя в нем они с полной уверенностью.
О тактике применения авиации и результатах боевой работы наших пилотов мы поговорим в следующей части нашей статьи.
Глеб Зима специально для Planet Today

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

133

Похожие новости
25 мая 2019, 13:20
24 мая 2019, 13:00
24 мая 2019, 21:20
24 мая 2019, 18:40
25 мая 2019, 16:00
24 мая 2019, 18:20

Новости партнеров