Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?


Экономия и модернизация


Второго февраля произошло событие, которого долго ждали любители авиации. В воздух поднялся глубоко модернизированный Ту-160: испытания провели на аэродроме Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова. Самолет пилотировал экипаж под руководством Анри Наскидянца. Всего полет длился 34 минуты.

Сразу возникает вопрос: о каком самолете идет речь? Само по себе обозначение Ту-160 — «Белый лебедь» (или натовское Blackjack) уже мало о чем говорит, ведь существуют старые советские самолеты и машины более поздней постройки, для которых использовали советский задел. А среди названий существующих самолетов можно встретить Ту-160, Ту-160М, Ту-160М+ и даже Ту-160М2. Сразу оговоримся: последнее неверно, так как никакого Ту-160М2, ровно, как и «полностью нового» бомбардировщика, пока нет. Возникает вопрос: что же тогда взлетело, и почему к этому событию приковано столь большое внимание СМИ? Постараемся разобраться.




Итак, январь 2018 года. В небо поднимается Ту-160, который с легкой руки российских чиновников ранее почему-то получил обозначение М2, хотя, как оказалось впоследствии, это не совсем так (вернее, совсем не так). Напомним, речь тогда шла о самолете с серийным номером 8-04 и именем «Петр Дейнекин»: машину построили из советского задела, то есть чисто формально ее можно было считать новой. «На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними», — писало впоследствии ТАСС со ссылкой на свой источник в оборонно-промышленном комплексе.


Ранее, напомним, часть строевых машин уже прошла частичную модернизацию. Таким образом, всех их (как старые, так и новый) можно было условно отнести к самолетам «модернизации первого этапа», в рамах которой, по сути, мы получили тот же самый Ту-160, но с некоторыми улучшениями. Всего в составе ВВС на 2019 год числилось семнадцать разных Ту-160.

Первый полет не первого


Само собой, общественность ждала первый новый самолет — тот самый глубоко модернизированный, который и должен был стать прообразом «Супер лебедя». Своего рода аналога современных американских «стратегов». В октябре прошлого года стало известно, что сотрудники Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова изготовили первый мотоотсек стратегического бомбардировщика Ту-160М2 и подготовили его к отправке на Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова. А уже в ноябре 2019-го ТАСС сообщил о завершении сборки первого глубоко модернизированного бомбардировщика Ту-160М. И вот второго февраля самолет выполнил первый полет.


Подобная «прыть» заслуживала бы уважение, если бы не одно «но». Как мы уже говорили, никакого Ту-160 «новой постройки» пока не существует. Поднявшийся второго января в небо самолет — это не что иное, как прошедший модернизацию строевой Ту-160 с серийным номером 2-02, получавший ранее имя «Игорь Сикорский». Он стал своего рода «прообразом» нового «Ту», который должен получить (или уже получил) бортовую радиолокационную станцию семейства «Новелла» НВ1.70, «стеклянную кабину», новую навигационную систему НО-70М, навигационную РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ, систему связи С-505-70, систему госопознавания БКР-70М, а также бортовой комплекс обороны «Редут-70М».

Специалисты говорят о новых вооружениях, однако, пока что все это на уровне слухов. Про перспективную ракету Х-БД большой/сверхбольшой дальности давно ничего не слышно. В последнее время СМИ говорят о некоей «гиперзвуковой» ракете для ПАК ДА. Однако если учесть, что гиперзвуковым оружием называют аэробаллистические «Кинжалы», говорить что-то с уверенностью про этот комплекс довольно трудно.

Скорее всего, обновленный Ту-160 сможет, как и некоторые другие самолеты этого типа, применять уже испытанные в Сирии крылатые ракеты X-101. Обращает на себя внимание то, что на машине с серийным номером 2-02 теперь, видимо, полностью демонтировали оптико-телевизионный прицельный комплекс, что может снизить многофункциональность комплекса. Однако будем исходить из условно оптимистичного варианта: ОТПК могли сделать выдвижным, подобному тому, как это реализовали в случае с установленным на Су-34 «Платаном».


Не меньше противоречий и в случае с силовой установкой. Как стало известно, опытный Ту-160М не имеет новых двигателей НК-32-02, но их намерены устанавливать на другие модернизированные машины.

В конечном счете мы получили довольно неоднозначный вариант модернизации, а имеющиеся данные зачастую порождают больше вопросов, чем ответов. Точно известно, что до уровня Ту-160 модернизируют пятнадцать строевых машин. Такой же (или очень близкий) набор аппаратуры будут иметь десять полностью новых Ту-160М, первый из которых должен взлететь в 2021 году.

На первый второй


Собственно, именно с этого момента и начнется история М2: как стало известно, маркировку Ту-160М2 Министерство промышленности и торговли использует именно для обозначения построенных «с нуля» машин.

«Идет строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полет запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев»,

— приводит слова замминистра обороны РФ журнал «Радиоэлектронные технологии».

Если представленная ведущими российскими СМИ информация верна, то можно говорить об условной унификации стратегических бомбардировщиков Ту-160 в будущем. Это весьма кстати, если учесть, что, помимо них, ВВС продолжат эксплуатацию «стратегов» типа Ту-95МС, а также дальнего бомбардировщика Ту-22М3 и его новой версии Ту-22М3М.



Все это будет идти на фоне активной разработки перспективного ПАК ДА — первого российского стратегического бомбардировщика-«невидимки», который рассчитывают поднять в небо в середине 2020-х и ввести в строй ближе к концу десятилетия. Но это если все пройдет так, как планирует ОАК. Опыта создания «стелсов» у России несравнимо меньше, чем у Штатов. А цена ПАК ДА может быть если не сравнимой со стоимостью B-2, то вполне сопоставимой с ценой перспективного американского B-21 (эксперты говорят, что один «американец» обойдется примерно в 500 миллионов долларов).


В целом можно ожидать неоднократных переносов сроков первого полета ПАК ДА: нечто подобное мы в свое время видели на примере российского истребителя пятого поколения. Иными словами, модернизированный Ту-160 по мере списывания откровенно старых Ту-95, вероятно, станет основой стратегической авиации России. В то же время реальной альтернативы «Белому лебедю» может не появиться еще очень много лет.
Илья Легат

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

544

Похожие новости
10 августа 2020, 05:20
10 августа 2020, 05:20
09 августа 2020, 06:20
14 августа 2020, 00:40
08 августа 2020, 05:40
10 августа 2020, 07:00

Новости партнеров