Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Баллистические, крылатые и зенитные ракеты в экспозиции Военного музея китайской революции


Военный музей китайской революции. В этой части экскурсии по Военному музею китайской революции мы ознакомимся с имеющимися здесь баллистическими, крылатыми и зенитными ракетами. Среди самолётов с реактивными и поршневыми двигателями, размещёнными в экспозиции на первом этаже музея, имеются баллистические и крылатые ракеты. Над авиационной техникой представленной на первом этаже почти упираясь в потолок, возвышаются баллистические ракеты DF-1 и DF-2.


Советская баллистическая ракета Р-2 имела много общего с ракетой Р-1, которая в свою очередь создавалась на базе немецкой V-2(А-4). Для увеличения дальности в Р-2 была применена отделяющаяся от корпуса ракеты головная часть. Кроме того, для снижения массы использовался топливный бак из лёгких алюминиевых сплавов. Новый двигатель РД-101 был легче и имел увеличенную тягу. Для улучшения точности попадания аппаратура управления была дополнена системой боковой радиокоррекции, снижающей параллельный снос ракеты. В штатном варианте Р-2 имела фугасную боевую часть массой 1500 кг, снаряженную 1000 кг тротила. Длина ракеты — 17,7 м, максимальный диаметр — 1,65 м. Ракета со стартовой массой 20,4 т имела дальность стрельбы до 600 км.




Баллистическая ракета DF-1, вид со второго этажа музея

В декабре 1957 года в рамках военно-технического сотрудничества, лицензия на производство, полный комплект документации и несколько ракет были переданы КНР. Китайский вариант получил наименование DF-1 («Дунфын-1», Восточный ветер-1). Первая ракетная бригада с советскими Р-2, была сформирована в 1957 году, а первый ракетный дивизион, громко названный стратегическим, появился в 1960 году. Тогда же в КНР началось формирование «Второго артиллерийского корпуса» НОАК — аналога российских РВСН.


К 1961 году в НОАК имелось уже несколько полков, оснащенных ракетами DF-1, которые были нацелены на Тайвань и Южную Корею. Однако коэффициент технической надёжности DF-1 был низким и не превышал величины — 0,5. Другими словами только 50 % ракет имела шансы поразить цель. С учётом низкой точности стрельбы и фугасной боевой части DF-1 были относительно эффективны против крупных городов. Первая «китайская» баллистическая ракета малой дальности осталась по сути опытной, но при этом китайцы сумели накопить необходимые знания и подготовить кадры. Эксплуатация DF-1 в КНР продолжалась до конца 1960-х годов.

Первой китайской баллистической ракетой, выпускаемой в значимых количествах и оснащенной ядерной боевой частью (ЯБЧ) стала DF-2. Считается, что при её создании китайскими конструкторами использовались технические решения, применённые в советской Р-5 . Ракета выполнена одноступенчатой с четырехкамерным маршевым жидкостным ракетным двигателем. В качестве компонентов ракетного топлива использовались керосин и азотная кислота. DF-2 имела точность стрельбы (КВО) в пределах 3 км при максимальной дальности полета 2000 км, эта ракета уже могла поражать цели в Японии и в значительной части территории СССР.


Баллистическая ракета DF-2, вид со второго этажа музея

Ракета DF-2 запускалась с наземного пускового стола, куда ее устанавливали в процессе предстартовой подготовки. До этого она хранилась в подземном или прочном железобетонном укрытии и вывозилась на стартовую позицию только после получения соответствующего приказа. Для того чтобы запустить ракету из технического состояния, соответствовавшего постоянной готовности, требовалось более 3,5 часов. На боевом дежурстве имелось около 70 ракет этого типа.

27 октября 1966 года БР DF-2 была испытана с реальным ядерным зарядом, пролетев 894 км она поразила условную цель на полигоне Лобнор. DF-2 первоначально оснащалась моноблочной ядерной головной частью мощностью 20 кт, что с учётом большой КВО было весьма скромно для ракеты стратегического назначения. В середине 1970-х удалось довести мощность заряда до 700 кт. Ракеты DF-2 имелись в ракетных бригадах дислоцированных на западе, севере и северо-востоке КНР до середины 1980-х годов. После снятия с вооружения DF-2 использовались в различных экспериментах, и для отработки радаров системы раннего предупреждения о ракетном нападении.

В 1960 году в СССР на вооружение была принята крылатая противокорабельная ракета П-15. Она имела маршевый жидкостный двухкомпонентный реактивный двигатель, в котором использовалось самовоспламеняющиеся при соприкосновении с окислителем горючее ТГ-02 («Тонка-250») и окислитель АК-20К (на основе оксидов азота). Двигатель работал в двух режимах: разгонном и маршевом. На маршевом участке полёта ракета летела со скоростью 320 м/с. Дальность стрельбы первых модификаций ПКР П-15 достигала сорока километров. На ракете П-15 устанавливалась автономная система наведения, с радиолокационной или тепловой ГСН, автопилот, радио или барометрический высотомер, что позволило удерживать высоту полёта в пределах 100-200 метров над поверхностью. Фугасно-кумулятивная боевая часть массой 480 килограмм обеспечивала поражение боевых кораблей водоизмещением более 3000 т.

В Китай кроме ракетных катеров пр. 183Р и нескольких сотен ракет была передана техническая документация на противокорабельные ракеты П-15М, что позволило в начале 1970-х годов наладить их серийное производство на авиационном заводе № 320 в Наньчане. В КНР крылатые ракеты получили обозначение SY-1, ими кроме ракетных катеров вооружались фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»), созданные на базе советского СКР пр. 50 и береговые ракетные части. Первая модификация китайской ПКР с жидкостным реактивным двигателем принята на вооружение в 1974 году.


ПКР SY-1

На первых порах эксплуатация SY-1 шла с большими трудностями, китайцам явно не хватало опыта, знаний и культуры производства, а качество изготовления ракет было весьма низким. Нередкими были случаи утечки топлива и окислителя, которые при соприкосновении самовоспламенялись, что приводило к взрывам и пожарам.

С учётом сложности эксплуатации и опасности применения ракет с ЖРД, работающих на едком окислителе и токсичном топливе, в КНР была разработана ПКР SY-2 с двигателем на твёрдом топливе. Но при этом дальность стрельбы была меньше чем у ракеты с ЖРД.

Дальнейшее развитие китайских ПКР было ориентировано на увеличение скорости и дальности полёта, помехозащищённости ГСН и мощности БЧ, что привело к созданию ракет серии HY-1.


ПКР HY-1 на буксируемой пусковой установке

Ракетами HY-1 вооружались китайские эсминцы пр. 051 и береговые дивизионы. Усовершенствованные варианты с новой активной радиолокационной ГСН обозначались как — HY-1J и HY-1JА. Ракеты этого типа несли кумулятивную БЧ весом более 500 кг. Запуск ракеты с корабля-носителя или наземной пусковой установки осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя.




ПКР HY-2

Модернизация системы наведения HY-1 и увеличение геометрических размеров привело к созданию ПКР HY-2 (С201). Благодаря бакам большей емкости дальность полёта возросла до 100 км. Но в то же время возросшая емкость баков увеличила габариты ракет, сделав невозможным их размещение на корабельных пусковых установках. По этой причине ПКР HY-2 использовались только на береговых ракетных комплексах.


ПКР HY-2А с твердотопливным ускорителем

На ПКР HY-2 созданных в 1980-егоды использовались ампулизированные баки с топливом и окислителем. Благодаря этому заправленные ракеты могли находиться на стартовой позиции долгое время. Также облегчалось их обслуживание и снижался риск для расчётов. Для запуска ПКР семейства HY-2 использовались твердотопливные ускорители увеличенной мощности.

Ракета модификации HY-2А оснащалась инфракрасной ГСН, а HY-2B и HY-2G – моноимпульсными радиолокационными ГСН, HY-2С – телевизионной системой наведения. Вероятность поражения цели в случае её захвата радиолокационной ГСН при отсутствии организованных помех оценивалась – 0,7-0,8.


ПКР HY-2G

Применение на модификации HY-2G усовершенствованного радиовысотомера и программируемого контроллера позволило ракете использовать переменный профиль полёта.

Китайские специалисты выжали всё, что можно из базовой конструкции советской ПКР П-15, создав линейку крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования. Благодаря внедрению различных усовершенствований и увеличению емкости баков с топливом и окислителем удалось серьёзно повысить дальность стрельбы. Внедрение различных типов систем наведения на цель, не только улучшило помехозащищённость, но и разнообразило варианты применения по различным целям. В частности благодаря использованию пассивных радиолокационных ГСН появилась возможность поражения работающих наземных и корабельных радиолокаторов.

После реализации программы повышения надёжности и безопасности, на базе ПКР HY-2 в 1977 году была создана модификация YJ-6, носителями которой стали дальние бомбардировщики Н-6. По сравнению с HY-2 ракета YJ-6 имеет несколько меньшие длину и стартовую массу.


ПКР YJ-6

Этот вариант ПКР принятый на вооружение в 1984 году мог поражать цели на дальности до 100 км, вероятность поражения цели при отсутствии помех китайскими специалистами оценивалась – 0,7.


ПКР С601

В середине 1980-х на вооружение поступила авиационная ПКР С611 (YJ-61), созданная на базе поздних моделей HY-2. Ракета воздушного базирования имела меньшую массу, и на ней не было стартовых ускорителей. По сравнению с ранними моделями китайских жидкостных ПКР, носителями которых были дальние бомбардировщики Н-6, ракета С611 стала проще в применении и безопасней. До 200 км возросла дальность пуска, вероятность поражения цели удалось повысить за счёт использования помехозащищённых ГСН. Модификация С611Y оснащена новой системой наведения построенной на твердотельной элементной базе. После сброса с самолёта ракета летит по заранее подготовленной программе, лишь на конечном участке используя для поиска цели активную радиолокационную ГСН.


ПКР С611Y

Ракета несущая боевую часть массой 300 км на маршевом участке обладает скоростью около 320 м/с, на завершающем этапе полёта она можнт превышать скорость 400 м/с. Минимальная высота полёта 50 метров. Жидкостные противокорабельные ракеты воздушного базирования семейства С611 до сих пор входят в состав вооружения самолётов морской авиации Н-6, но постепенно заменяются более безопасными образцами с твердотопливными, турбореактивными и прямоточными воздушно-реактивными двигателями.

Помимо серийных изделий в экспозиции музея имеется модель опытной сверхзвуковой ПКР HY-3. В ракете HY-3 использовалась БЧ и ГСН от ПКР HY-2G. Старт происходил с помощью четырёх твердотопливных ускорителей.


Модель ПКР HY-3

Два маршевых прямоточных воздушно-реактивных двигателя, работающие на керосине, запускались после достижения скорости 1,8М и разгоняли ракету до скорости более 2,5М. Дальность стрельбы составляла 150 км. Из-за чрезмерной сложности и низкой технической надёжности производство ПКР HY-3 ограничилось опытной партией.

На нижнем этаже, среди бронетехники и различных артиллерийских систем выставлены пусковые установки с зенитными ракетами противовоздушного комплекса HQ-2, который представляет собой китайский вариант советского ЗРК С-75.


Ракета ЗРК HQ-2 на пусковой установке в экспозиции Военного музея китайской революции

В 1950-е годы гоминдановский Тайвань и коммунистический Китай фактически находились в состоянии войны. Над Формозским проливом и прилегающей территорией Южно-Китайского моря регулярно происходили настоящие воздушные сражения между реактивными истребителями ВВС Китайской Народной Республики и ВВС Китайской Республики, возглавляемой маршалом Чан Кайши. После того как обе стороны понесли значительные потери в воздухе, масштабные схватки между китайскими и тайваньскими истребителями прекратились, но американцы и руководство Тайваня внимательно следили за усилением военной мощи материкового Китая и над территорией КНР начались регулярные полёты высотных разведывательных самолётов RB-57D и U-2С, в кабинах которых сидели тайваньские пилоты. Высотные разведчики были предоставлены островной Китайской Республике в рамках безвозмездной американской помощи. Если гоминдановцы пытались вскрыть подготовку НОАК к вторжению на Тайвань, то американские разведслужбы в первую очередь интересовал ход реализации в КНР ядерной программы, строительство новых авиазаводов и ракетных полигонов.

Первоначально для полётов над материковой частью КНР использовались высотные стратегические разведчики Martin RB — 57D Canberra. Этот самолёт создан компанией Martin на базе британского бомбардировщика Electric Canberra. Одноместный разведчик имел высоту полёта более 20 000 м и мог осуществлять фотосъёмку наземных объектов в радиусе до 3700 км от своего аэродрома.

С января по апрель 1959 года высотные разведчики совершили десять длительных рейдов в глубину территории КНР, а летом того же года RB-57D дважды пролетали над Пекином. Высшее китайское руководство очень болезненно относилось к тому, что иностранные самолёты могут безнаказанно летать над территорией страны и Мао Цзэдун, несмотря на личную неприязнь к Хрушёву, обратился с просьбой о поставке оружия, способного воспрепятствовать полётам тайваньских самолётов-разведчиков. Хотя к тому моменту отношения между СССР и КНР уже были далёко не идеальными, просьба Мао Цзэдуна была удовлетворена, и в обстановке глубокой секретности в Китай доставили пять огневых и один технический дивизион СА-75 «Двина», включая 62 зенитные ракеты 11Д.

В составе ЗРК СА-75 «Двина» использовались ЗУР В-750 (1Д) с двигателем, работавшем на керосине, в качестве окислителя использовался азотный тетраоксид. Запуск ракеты с наклонной пусковой установки с переменным углом старта и электроприводом для разворота по углу и азимуту происходил при помощи отделяемой твердотопливной первой ступени. Станция наведения была способна одновременно сопровождать одну цель и наводить на нее до трех ракет. Всего в составе зенитно-ракетного дивизиона имелось 6 пусковых установок, которые располагались на удалении до 75 метров от СНР-75.

В КНР позиции ЗРК СА-75 разместили вокруг важных политико-экономических центров: Пекина, Шанхая, Гуанчжоу, Сианя и Шеньяна. Для обслуживания этих зенитных комплексов в Китай была направлена группа советских специалистов, которые также занимались подготовкой китайских расчётов. Осенью 1959 года первые дивизионы, обслуживаемые китайскими расчётами, приступили к несению боевого дежурства, и уже 7 октября 1959 года недалеко от Пекина на высоте 20 600 м был сбит первый тайваньский RB-57D. В результате близкого разрыва мощной осколочной боевой части, весившей 190 кг, самолёт развалился на части и его обломки раскидало на большой площади. Пилот самолета-разведчика погиб. По данным станции радиоперехвата, которая контролировала переговоры погибшего пилота RB-57D, он до последнего момента не подозревал об опасности, и магнитофонная запись переговоров летчика с Тайванем оборвалась на полуслове. Командование НОАК не разглашало информацию о том, что самолёт-шпион был сбит, а в тайваньские СМИ сообщили, что RB-57D потерпел аварию, упал и затонул в Восточно-Китайском море во время тренировочного полета.


Ракета ЗРК HQ-2 на пусковой установке в экспозиции Военного музея китайской революции

Американские эксперты исключали возможность того, что в КНР появилось оружие, способное сбивать воздушные цели, летящие на высоте более 20 км, и в начале 1960-х в составе ВВС Тайваня появилось шесть высотных разведчиков Lockheed U-2С. Самолёт U-2С мог вести разведку с высоты более 21 000 м. Продолжительность полёта составляла 6,5 часов, скорость на маршруте – около 600 км/ч.


Кабина самолёта U-2С сбитого над территорией КНР

Однако полёты над территорией материкового Китая были связаны с большим риском. В период с 1 ноября 1963 г. по 16 мая 1969 г. как минимум 4 самолёта были сбиты зенитно-ракетными комплексами. При этом два пилота успешно катапультировались и попали в плен. Ещё два U-2С были потеряны в лётных происшествиях, после чего рейды высотных самолётов-разведчиков с Тайваня прекратились.


Обломки самолёта U-2С

В настоящее время обломки одного из высотных разведчиков U-2С представлены в экспозиции Военного музея китайской революции. Здесь также имеются пусковые установки комплекса НQ-2 с зенитными ракетами. Хотя поздние модели внешне имеют много общего с первым китайским ЗРК НQ-1, к сожалению такой ракеты в выставочном зале нет.


Хвостовая часть сбитого над территорией КНР самолёта-разведчика U-2С

Впрочем, это не означало, что нарушение воздушных границ КНР прекратились. Помимо вторжения в воздушное пространство со стороны Тайваня, в годы Вьетнамской войны над территорией Китая было сбито несколько американских боевых самолётов. Если пилоты «Фантомов» нарушали границу по большей части случайно, то беспилотные разведчики AQM-34 Firebee углублялись вглубь китайской территории преднамеренно.


Обломки американского разведывательного БПЛА AQM-34 Firebee, сбитого в 1964 году


В 1966 году на основе пакета документации полученной от СССР в КНР был создан собственный аналог «Двины» — ЗРК HQ-1. Однако этот комплекс по своим возможностям уже не в полной мере соответствовал требованиям военных. Так как в 1960-е годы военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом было практически свёрнуто, Китай лишился возможности легально знакомиться с советскими новинками в сфере ПВО. Но китайские «товарищи» со свойственным им прагматизмом пользовались тем, что через территорию КНР по железной дороге в Северный Вьетнам поступала советская военная помощь. Советские представители неоднократно фиксировали факты пропажи в ходе транспортировки через китайскую территорию: радиолокаторов, элементов зенитно-ракетных комплексов и зенитных ракет.

После того, как китайские специалисты получили доступ к более совершенным советским ЗРК С-75 "Десна" и ЗРК С-75М "Волга" и ЗУР В-755 поставленным в Египет, в Китае был создан ЗРК HQ-2 со станцией наведения работающей в 6-см частотном диапазоне. Новый комплекс имел увеличенную дальность стрельбы и улучшенную помехозащищённость. В настоящее время в КНР продолжается эксплуатация ЗРК НQ-2J построенных во второй половине 1980-х. Но по мере поступления новых комплексов с твердотопливными ракетами китайский аналог С-75 выводится их эксплуатации.

Продолжение следует…
Линник Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

144

Похожие новости
28 марта 2020, 05:20
27 марта 2020, 17:40
27 марта 2020, 06:20
26 марта 2020, 19:00
29 марта 2020, 08:40
28 марта 2020, 07:00

Новости партнеров