Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Авиатанк, или летающий танк

Сегодня идея создания летающего танка представляется достаточно абсурдной. Действительно, когда в твоем распоряжении есть транспортные самолеты, способные перевезти танк из одной точки мира в другую, о приделывании крыльев к тяжелой бронированной боевой машине как-то не задумываешься. Однако в 1930-х годах прошлого века все было совсем иначе, самолетов, способных перебросить танки по воздуху, просто не существовало, поэтому сама идея создания полноценного авиатанка беспокоила умы многих конструкторов в разных странах мира. При этом наибольшую известность получили проекты США и СССР в этой области.

Первая мировая война подарила военным новые виды вооружений, среди которых были танки и боевые самолеты. И если танки появились на полях сражений уже в разгар войны, то самолеты известные и ранее смогли утвердиться в качестве достаточно эффективного оружия. При этом военные многих стран приобрели колоссальный опыт боевых действий, который утверждал их в мысли о массе негативных последствий позиционной войны, военная мысль двигалась к войне моторов, молниеносной войне, глубоким наступательным операциям. В этих условиях все большее внимание военных занимал вопрос переброски главной ударной силы сухопутных войск, которой становились танки, на нужные направления удара. Именно в такой среде и родилась идея по скрещиванию между собой танка и самолета.


При этом первенство идеи создания летающего танка принадлежит известному американскому конструктору Джорджу Уолтеру Кристи, который представил свой проект летающего танка еще в 1932 году. Он создал концепцию новой бронемашины, которая смогла бы перемещаться по воздуху. Американские журналисты встретили эту идею с огромным энтузиазмом, в газетах публиковались схемы летающего танка Кристи, который, по мнению представителей СМИ, смог бы уберечь Америку от любых нападений. При этом у идеи ожидаемо было огромное количество скептиков, а единственным по-настоящему не сомневающимся в проекте человеком, пожалуй, был лишь сам Кристи. Конструктор всегда с фанатическим упорством шел к достижению поставленных целей, даже будучи не в самых лучших отношениях с американским правительством.



Первым этапом реализации своего проекта Джордж Уолтер Кристи считал созданный им безбашенный танк M.1932, который был изготовлен из дюралюминия. Масса танка не превышала 4 тонн, при этом его планировалось вооружить 75-мм орудием. Танк должен был получить двигатель мощностью 750 л.с. Скорость танка на гусеничном ходу должна была составить 90 км/ч. Экипаж состоял из двух человек механика-водителя и командира-стрелка. По проекту Кристи танк планировалось оснастить бипланной крыльевой коробкой, к которой крепилось хвостовое оперение. Спереди на верхнем крыле должен был быть установлен воздушный винт. Расстояние, необходимое для взлета составляло порядка 200 метров. Первую половину пути танк должен был разгоняться своим ходом на гусеницах, после чего привод переключался на воздушный винт, взлет должен был произойти при достижении скорости 130 км/ч.

Но то, что выглядело достаточно простым на бумаге в виде проекта, очень трудно было воплотить в жизнь. Большой сложностью стало выполнение дистанционного переключения привода с гусениц на воздушный винт и обратно. Для того временного периода это была достаточно сложная проблема. Со временем у конструктора окончательно испортились отношения и с Департаментом вооружений США, где были недовольны его переговорами с Советским Союзом. В конечном итоге проект так и не был реализован. Однако идея создания летающего танка перелетела через океан, покорив умы разных конструкторов в СССР. Именно в Советском Союзе скоростные танки Кристи обрели настоящее живое воплощение в семействе серийных и очень массовых танков БТ (быстроходный танк), а сама идея создания авиатанка оказалась наиболее близка к полноценной реализации. По крайней мере, танкопланер или летающий танк А-40 даже поднялся в воздух.

При этом в СССР различные варианты транспортировки бронемашин по воздуху рассматривались достаточно активно. В 1930-е годы проводились испытания с использованием тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, которые выступали носителями танкеток Т-27 и легких плавающих танков Т-37А, которые подвешивались под фюзеляжем самолета. При этом Т-37А можно было десантировать таким образом прямо на воду. В то же время боевая ценность данных машин была крайне ограниченной, к началу Второй мировой войны они считались полностью устаревшими. В то же время крайне ограниченными были и возможности бомбардировщика ТБ-3, что заставляло советских конструкторов взглянуть на проблему с другой стороны, идя по пути Кристи и разрабатывая свои гибриды танка и самолета.


В мае 1937 года советский инженер Михаил Смалько по собственно инициативе начал работу над бронемашиной, которая могла взлетать, приземляться и участвовать в наземных боевых действиях. За основу он взял быстроходный танк БТ-7, который существенным образом собирался видоизменить для улучшения аэродинамических свойств, которые были очень важны для летающей модели. При этом Смалько пошел куда дальше, чем планировал Кристи, его проект имел значительные отличия. Михаил Смалько собирался строить полноценный летающий танк. Он рассчитывал поднять в небо тяжелую боевую машину со стальным, а на дюралевым корпусом. Помимо этого его летающий танк должен был получить складываемые крылья, выдвижное оперение и укрепляемый в носовой части винт. По его замыслу, советский летающий танк мог бы несколько раз перелетать с одного места на другое, тогда как американский проект Кристи предполагал лишь разовое использование сбрасываемых бипланных крыльев, сбросив свой «обвес» танки Кристи должны были вступать в бой, при этом повторного поднятия в воздух для них не планировалось.

Свой проект Михаил Смалько назвал МАС-1 (Малый авиационный Смалько), также было известно и другое название ЛТ-1 (летающий танк первый). Наиболее уязвимые места корпуса летающего танка МАС-1 были прикрыты броней толщиной от 3 до 10 мм. При этом корпус танка был существенным образом переработан для улучшения его аэродинамических свойств. Вооружение авиатанка должны были составить два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета ДК в башне и один 7,62-мм пулемет ШКАС, который стрелял через винт с использованием авиационного синхронизатора, полный боекомплект танка состоял из 5 тысяч патронов к пулеметам. Крылья летающего танка состояли из двух половин: наружной (броневой) и выдвижной. Броневая половина крыла была прикреплена к корпусу танка и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, в то время как внутренняя выдвижная половина извлекалась наружу специальным механизмом. В разложенном положении размах крыльев составлял 16,2 метра. Убирающийся хвост планировалось закрепить на специальных каретках внутри танка, он должен был выдвигаться наружу и убираться назад в корпус одновременно с крыльями. Винтовая установка, которая состояла из двух металлических лопастей, в боевой обстановке должна была убираться под защиту специальных бронещитков в носовой части танка. В качестве силовой установки на МАС-1 должен был использоваться форсированный до 700 л.с. двигатель М-17. Так как ходовая часть и подвеска доставались ему в наследство от БТ-7, скоростные характеристики машины были на высоте. Танк мог обрушить на противника шквал пулеметного огня, двигаясь на колесном ходу со скоростью до 120 км/ч. Крейсерская полетная скорость должна была составить порядка 200 км/ч, планируемая дальность полета – до 800 км, потолок – до 2000 метров.




В реализации своих замыслов Смалько продвинулся дальше многих своих коллег, ему удалось создать полноразмерный деревянный макет, с которым он планировал приступить к первым испытаниям. Однако дальше макета и моделей дело не пошло, а сам Смалько со временем отказался от своей идеи. В то же время идея переброски танков по воздуху никуда не делась и работы в этом направлении в СССР продолжились. В частности прорабатывалась идея создания механизма подвески легких танков БТ-7 к бомбардировщику дальней авиации.

Наиболее близко к настоящему летающему танку смог подойти другой советский конструктор и инженер Олег Антонов. В 1941 году уже после начала Великой Отечественной войны коллективу, возглавляемому Антоновым, была поручена задача по созданию планеров, предназначенных для доставки различных грузов партизанским отрядам. Работая над этим заданием, в голову Антонову пришла идея объединить между собой легкий танк и планер. Работы над созданием нового летающего танка, который получил индекс А-40, начались в декабре 1941 года. Для испытаний был использован серийный легкий танк Т-60. Согласно расчетам, его ходовая часть без внесения в нее изменений должна была выдержать нагрузки при взлете. Планировалось, что летающий танк будет отцепляться от самолета-буксировщика на удалении в 20-30 километров от запланированного места посадки, преодолевая это расстояние как планер.

Специально для данного проекта была спроектирована и построена достаточно большая деревянная крыльевая коробка бипланной схемы, которая больше всего напоминала самолеты Первой мировой войны. Крылья и хвостовые балки крепились к корпусу танка Т-60 в четырех точках нижнего крыла. После посадки поворотом всего одной рукоятки обеспечивался сброс всей конструкции планера, после чего танк мог сразу вступать в бой с противником. Для уменьшения сопротивления воздуха во время полета башню танка следовало повернуть пушкой назад. Каких-либо работ по улучшению аэродинамики корпуса танка не проводилось. При этом предполагалось, что механик-водитель авиатанка пройдет начальную подготовку летчика.


Планер для летающего танка был готов в апреле 1942 года в Тюмени, оттуда его привезли для проведения испытаний в подмосковный Жуковский. В испытаниях участвовал летчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве самолета-буксировщика решено было задействовать бомбардировщик ТБ-3, оснащенный форсированными двигателями АМ-34РН. При этом общий вес конструкции летающего танка А-40 приближался к 7,5 тоннам, из которых 2 тонны приходились на сами деревянные крылья. По этой причине перед полетом танк постарались максимальным образом облегчить, сняв с него ненужные во время полета надгусеничные полки, ящики с инструментами и другие элементы. Для улучшения обзора пилоту был поставлен специальный перископ. Стандартное танковое оборудование было дополнено пилотской ручкой управления, педалями для управления рулями поворота, а на приборной доске мехвода появились компас, альтиметр и спидометр.

Первые испытания проводились на земле. Сергей Анохин совершал пробежки по бетонной полосе аэродрома. В это время к танку от самолета подавался трос и начинался разбег. Из-под гусениц Т-60 летели искры, казалось, еще немного и летающий танк сможет оторваться от полосы, однако механик-водитель и по совместительству пилот раскрывал замок троса и в небо поднимался только тяжелый бомбардировщик, а летающий танк еще некоторое время продолжал двигаться по инерции, после чего своим ходом возвращался на стоянку.

Первый же настоящий полет летающего танка стал и последним. Он состоялся 2 сентября 1942 года. Позднее Анохин вспоминал: «Все было терпимо, но было непривычно находиться с парашютом внутри танка. Запускаю мотор, включаю скорость, лязгая своими гусеницами, танк подруливает к хвосту ТБ-3. Вот танк цепляют к самолету, в смотровую щель можно увидеть, как из-под винтов бомбардировщика появляются облака пыли, буксирный трос натягивается. Длинный и похожий на змею трос на моих глазах превращается в стальной стержень. Затем летающий танк вздрагивает всем телом и трогается с места, мчась по летному полю все быстрее и быстрее. Чувствуется легкий крен влево – танк уже в воздухе. Выравниваю необычный летательный аппарат, при этом танк набирает высоту, рули отвечают на мои движения».


Этот первый и единственный полет продлился не более 15 минут. От большого воздушного сопротивления планера у четырехмоторного бомбардировщика начинают перегреваться моторы. По команде, поступившей с борта ТБ-3, Сергей Анохин отцепляет летающий танк от самолета и совершает посадку на ближайший аэродром Быково. После посадки Анохин, не сбрасывая с танка планера, направился к командному пункту аэродрома, где не были предупреждены о появлении необычной машины и ничего не знали об испытаниях. Приземление необычного летательного аппарата спровоцировало на аэродроме воздушную тревогу. В итоге расчет зенитной батареи извлек летчика-испытателя из танка и взял его «в плен». «Шпиона» отпустили лишь после прибытия на аэродром аварийно-спасательной команды. Так первый в мире полет крылатого танка подошел к своему завершению. Результаты полета позволили сделать вывод о том, что мощности имеющихся двигателей недостаточно для эффективной эксплуатации летающего танка. Авиатанк А-40 можно было попробовать буксировать при помощи более мощных бомбардировщиков Пе-8, однако в строю их имелось не более 70 единиц, поэтому привлекать редкий и ценный дальний бомбардировщик для испытаний по буксировке летающего танка так никто и не решился.

Источники информации:
https://www.popmech.ru/weapon/7181-tanki-v-vozdukhe-fantasticheskoe-oruzhie
http://alternathistory.com/ostorozhno-v-nebe-letayushchii-tank
http://aviatank.ru/a-40
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

292

Похожие новости
17 декабря 2018, 15:20
17 декабря 2018, 18:20
18 декабря 2018, 11:00
17 декабря 2018, 18:20
16 декабря 2018, 14:20
18 декабря 2018, 16:40

Новости партнеров