Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
05 августа 2021, 02:40
05 августа 2021, 00:40
05 августа 2021, 06:20
05 августа 2021, 06:20
05 августа 2021, 17:20

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Армiя INFORM: зачем Россия перебрасывает катера с Каспия

Неделю назад российское Минобороны сообщило: «более десяти десантных и артиллерийских катеров и судов Каспийской флотилии (КФл) Южного военного округа (ЮВО) совершают межфлотский переход из Каспийского в Черное море».
«Каспийская» помощь
Несмотря на то, что Россия значительно увеличила количество своих войск на границах с Украиной, а также во временно оккупированном Крыму, это усиление «морской компоненты» выглядит как якобы вполне закономерный шаг в цепочке подобных «перебросок» и «наращиваний» сил и средств.
Однако именно специфика этих действий России (на первый взгляд не совсем логичных) вызывает определенный интерес: зачем все это делать — перетаскивать разными реками и каналами из Каспийского моря в Черное такое количество военных катеров и вспомогательных судов? В этом регионе Россия и так имеет многочисленный (как для такого небольшого ареала действий) Черноморский флот, количество боевых кораблей и судов обеспечения в котором насчитывается более сотни единиц?
Через несколько дней после выхода из базы Каспийской флотилии ВМФ России порта Махачкала пятнадцать боевых единиц, среди которых три артиллерийских катера, восемь десантных и суда обеспечения совершили переход по Волго-Донскому каналу. Сам переход был протяженностью более ста километров и предусматривал прохождение тринадцати шлюзов. После этого перехода корабли остановились на рейде в Ростове-на-Дону, а дальше продолжили движение в Черное море.
Российские СМИ сообщают, что эта корабельно-катерная группа будет участвовать в масштабных учениях Черноморского флота России, на которых «моряки-каспийцы будут отрабатывать оборону Крыма, осуществлять противодействие высадке морского и воздушного десантов на побережье».
Рассказывая об этой переброске катеров с Каспия в Черное и Азовское моря, стоит, прежде всего, обратить внимание на то, каковы боевые возможности этой техники и вооружения. Что касается трех артиллерийских катеров проекта 1204 «Шмель», то их назначение — «несение дозорной службы на реках и озерах, уничтожение речных судов и боевых катеров противника, содействие сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозка личного состава с вооружением во время переправ и для действий в бассейнах рек и в прибрежных мелководных районах морей». Подобные катера очень мало подходят для заявленного Россией сценария масштабных учений по обороне Крыма, тем более, что глубина моря у побережья оккупированного полуострова преимущественно несколько больше, и здесь эффективнее другие боевые корабли и катера.
«Шмели» имеют достаточно небольшую (до одного метра) осадку, а также мощный двигатель — все это позволяет оказывать огневую поддержку десанту на внутренних водоемах и подавлять маломерные суда противника. На вооружении «Шмелей» имеется семидесяти шести миллиметровая артиллерийская установка, сто сорока миллиметровая пусковая реактивная установка и крупнокалиберный пулемет. Экипаж катера состоит из четырнадцати человек. Дальность плавания — триста двадцать морских миль. Такой катер фактически является «морской БМП для морского десанта», если брать аналог с сухопутным вооружением.
Что касается других катеров, совершивших переход из Каспия в Черное и Азовское моря, то это десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» и 11770 «Серна». Это высокоскоростные десантные катера на воздушной каверне (принцип движения судна осуществляется таким способом, когда под днище подается воздух и это снижает гидродинамическое сопротивление и осадку судна в воде).
Подобные десантные катера предназначены для высадки на необорудованный берег или для снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники (до сорока пяти тонн — «Серна», до ста сорока тонн — «Дюгонь»). Также эти катера предназначены для действий с высокой скоростью и маневренностью передовых подразделений десанта с вооружением (рота морской пехоты). Проще говоря, это скоростные бронированные «морские автобусы», которые абсолютно не пригодны к оборонительным действиям, зато имеют очень небольшую осадку и могут перевозить на мель десант и бронетехнику.
Об остальных единицах плавсредств, осуществивших переход из Каспия, деталей нет, однако имеется информация, что вместе с десантными катерами в Крым «для участия в учениях по обороне» должны быть переброшены и морские пехотинцы, которые действуют именно на этих катерах — бойцы 177-го полка морской пехоты Каспийской флотилии ВМФ России. Полк был сформирован в городе Каспийске несколько лет назад на базе двух отдельных батальонов морской пехоты (727-го — Астрахань и 414-го — Каспийск), которых Россия часто привлекала для «урегулирования нерешенных вопросов» в Дагестане и в целом на северном Кавказе.
Мелкоходные катера в глубоком море…
В боевых операциях, имеющих оборонительный характер, военные применяют те силы и средства, которые для этого больше всего предназначены. Исходя из этого (и военная наука это доказывает), танковые, механизированные и мотострелковые подразделения значительно эффективнее и сильнее в обороне, чем штурмовые и ударные (воздушно-десантные, горно-штурмовые, морская пехота). Ведь вооружение этих сил «тяжелее», а общий калибр — больше.
На оккупированном россиянами полуострове Крым есть достаточно войск береговой обороны, которые во время защиты позиций будут действовать значительно эффективнее, чем прибывшие сюда «на усиление обороны» морские пехотинцы из Каспия и «псковские десантники», которых несколько дней назад также перебросили в район Симферополя. То есть российские рассказы об учениях по обороне Крыма — полная чушь, которую видно даже не военным.
Однако если русские решили перебросить на этот театр военных действий (ТВД) эти силы и средства, то, видимо, имели для этого основания. Каспийская морская пехота и десантные катера занимают особое место в планах российского военного командования. В составе Черноморского флота ВМФ России есть собственная 810-я отдельная бригада морской пехоты (Севастополь) и отдельный 382-й батальон МП (входит в состав 810-й бригады, дислокация — Темрюк), зачем сюда перебрасывать еще и полк морпехов с Каспия?
Ответ на этот вопрос можно найти, если тщательно пересмотреть планы России по созданию группировки сил для удара на Украину с южного морского направления. Это достаточно реальный сценарий вторжения на Украину. Согласно этим планам Россия может захватить начало Северо-Крымского канала, решив тем самым вопрос водоснабжения Крыма, и ударом отбросить наши войска на правый берег Днепра, создав плацдарм с целью «пробития сухопутного коридора» в Крым.
Поэтому, учитывая местность и рельеф украинского юга, осуществить планы России здесь несколько сложнее, чем удары «танковых кулаков» в «полосах прорыва» на других направлениях вторжения. Украину здесь омывают Черное и Азовское моря и имеется лишь узенький Перекопский перешеек шириной семь-девять километров, по которому сейчас проходит административная граница с оккупированным полуостровом.
В связи с этим вторжение на «материковую» Украину с этого направления можно осуществить только с моря и с воздуха, ведь понятно, что тоненькую полосу суши на Перекопе Украина укрепила инженерными сооружениями и пристреляла из тяжелых калибров, то есть танковый прорыв на Херсонщину здесь маловероятен. Именно поэтому для вторжения на «материк» Москва решила создать группировки на территории Крыма, которые будут действовать при помощи воздушного и морского десанта.
Удар с юга
Что касается «черноморской» бригады морской пехоты, то ее основной транспорт — большие десантные корабли (БДК), 197-я бригада которых дислоцируется в Крыму. Российские морпехи Черноморского флота в основном осуществляют десантирование на БДК проекта 1171 «Тапир» («Саратов», «Орск» и «Николай Фильченков») и БДК проекта 775 («Цезарь Куников», «Новочеркасск», «Ямал» и «Азов»).
Осадка таких кораблей от четырех до четырех с половиной метров, то есть им нужно, чтобы у берега, на который будет осуществляться десантирование, была соответствующая глубина. Подобные условия для этого театра военных действий (ТВД) можно найти только в районе Скадовска, Лазурного и далее на запад. Имеющиеся в составе ЧФ несколько десантных катеров проектов «Серна» и «Акула» могут перебрасывать одно из крыльев морского десанта через Каркинитский залив.
Относительно действий воздушного десанта, то «псковскую» дивизию следовало бы выбросить из самолетов для отрезания путей на Херсон, Новую Каховку и Мелитополь.
А для «каспийских» катеров и морской пехоты остается важная задача — высадка морского десанта и захват украинского побережья Азовского моря в районе Бердянска и захват пути на Мариуполь. Полку морской пехоты с мелкоходными десантными катерами под прикрытием ракетных катеров, морской авиации и плавсредств российской пограничной службы это вполне по силам.
Без «каспийской составляющей» этот сценарий российского удара с юга был бы далеко не полным, а без захвата азовского побережья «прорубить» сухопутный коридор в Крым россиянам было бы довольно трудно. Применять в такой операции только воздушный десант без прикрытия с моря — довольно рискованно, а обеспечить эту морскую поддержку, когда море достаточно мелкое — очень сложно.
Именно для создания реальной угрозы Украине с Азовского моря России пришлось перебросить по рекам и каналам необходимые силы из Каспийской флотилии ВМФ. Подобные действия говорят о том, что накопление войск вблизи украинских границ — не только «бряцание оружием» на определенных направлениях — это действительно тщательно просчитанные планы осуществления военных операций, к которым агрессор подходит со всем вниманием.

Подпишитесь на нас Вконтакте

496

Похожие новости
03 августа 2021, 12:40
03 августа 2021, 12:40
05 августа 2021, 02:40
03 августа 2021, 16:20
04 августа 2021, 13:20
05 августа 2021, 00:40

Новости партнеров