Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Американские «боевые корабли прибрежной зоны». Обзор провального проекта

Фото из открытых источников
Сегодня в рамках нашего «военно-морского цикла» мы публикуем небольшой обзор о когда-то многообещающем проекте «Корабли прибрежной зоны» («Littoral Combat Ship»). 
Итак, начнем, пожалуй, с истории. Еще в начале 2000-х годов адмирал Вернон Кларк, бывший начальник штаба ВМС США, а позднее и командующий, предложил новую концепцию ведения боевых действий на море. В рамках этой концепции Мировой океан был условно поделен на зоны применения и для эффективной деятельности в прибрежной части вод обычных для американских ВМС кораблей океанского класса, откровенно говоря, не хватало. Точнее, их применение было бы рискованным с военной точки зрения, и дорогим – с экономической. Сложно представить себе полностью укомплектованную авианосную группу США, несущую патрулирование в каботажном режиме где-то слегка юго-западнее берегов Аляски или активно ведущую артиллерийскую дуэль с береговыми оборонительными сооружениями и сторожевыми катерами Ирана. И вот, для восполнения образовавшейся ниши, была выдвинута теория боевых действий в так называемой «литоральной» зоне. 
Сам термин имеет двойное значение. По одной из версий, принятой у океанологов, «литоральная зона» - это участок морского дна, который осушается во время отлива и затапливается приливом. На Западе же терминология этого понятия несколько шире, и соответствует принятой в ВМФ России «прибрежной морской зоне», т.е. полосе воды на удалении до 200 миль от берега. 
По замыслу американских военно-морских теоретиков, «Littoral Combat Ship» или LCS должны были стать ощутимым «довеском» для военно-морских сил США, и успешно противостоять небольшим подводным лодкам противника, а также малым и средним надводным кораблям. В задачи кораблей прибрежной зоны вменялась и разведка, и  разминирование минных полей, а также борьба с береговыми оборонительными сооружениями противника,  и доставка личного состава и средств Сил специальных операций. Такой широкий спектр применения был обусловлен модульным принципом вооружения кораблей, что позволяло бы оснащать его оборудованием и оружием различного типа в зависимости от поставленной задачи и элементов боевой обстановки. Один из руководителей ВМС США Гордон Ингланд говорил об LCS следующее: «От нас требуется построить небольшой, маневренный и скоростной корабль, который бы стоил недорого, но имел возможность трансформироваться для выполнения различного рода задач, например, стать площадкой для размещения крылатых ракет или обеспечить действия группы спецназа с необходимым оборудованием».
Сказано – сделано. И уже в 2002 году шесть ведущих в области военно-морских разработок компаний получили контракты в сумме по 500 тыс. долларов каждая на предэскизную разработку проекта LCS. По результатам работы в финал проектных изысканий вышли три компании, в свою очередь получившие уже по 10 млн. долларов на выполнение эскизного проектирования корабля. Компания «General Dynamics» («GD») предложила корабль среднего класса с корпусом, выполненным по схеме «тримаран». 
Среди прочих основными преимуществами своего проекта «GD» назвали: высокую, до 50 узлов, скорость; небольшой экипаж – 25-30 человек, которые, по их мнению, способны без труда управлять таким кораблем; высокие мореходные качества, в частности, остойчивость, плавучесть и управляемость. 
Второй выигравший конкурс проект – корабль, предложенный консорциумом «Lockheed Martin» («LM»). При его реализации за основу был взят корпус полуглиссирующего типа «Sea Blade», который также был способен обеспечить высокие скоростные характеристики корабля – до 50 узлов. Экипаж также был немногочисленен – до 50 чел. Кроме того, «LM» учли практически все требования заказчика – ВМС США при проектировании своего LCS, что в итоге и позволило им разделить пальму первенства с конкурентом. Стоит сказать, что оба корабля имели сравнительно небольшое водоизмещение – до 3000 тонн.
И вот, уже в феврале 2004 года ВМС США заказало у вышеупомянутых компаний окончательные проекты LCS и первые 4 опытных корабля-прототипа. В этих целях с «GD» и «LM» были заключены крупные, даже по меркам военного бюджета США, контракты на сумму 79 и 46,5 млн. долларов соответственно. Кроме того, в рамках реализации программы LCS на постройку прототипов каждой компании было выделено около полумиллиарда долларов. Планировалось, что по доведении численности построенных кораблей до 15 и результатам тестовой эксплуатации будет выбрана одна компания и основной тип LCS для серийной постройки еще 40 кораблей.
Весной 2008 года GD спустила на воду свой тримаран «Индепенденс» («Independence») или LCS-2, а еще раньше в 2006 году был сдан корпус первого типа «Фридом» («Freedom») или LCS-1. 
Таким образом, программа LCS получила два основных типа кораблей прибрежного класса, причем оба обладают высокими мореходными качествами, имеют возможность приема-выпуска маломерных плавсредств и летательных аппаратов, а также отвечают требованиям модульного размещения вооружения и оборудования. 
Слабые стороны кораблей обоих типов – посредственное вооружение в виде 57-мм орудия, нескольких автоматических пушек калибром 30 мм или крупнокалиберных пулеметов, противокорабельные ракеты и торпеды. А еще очень большое количество электроники, обусловленное малочисленностью экипажа. Помимо этого, LCS обоих типов не имеют сколь-нибудь серьезной защиты от современного вооружения – ракетного или торпедного.
Всего на текущий момент было создано уже шесть кораблей, два из которых – это тримараны типа «Индепенденс». Однако, стоимость проекта с учетом поэтапного внесения изменений и исправлений недостатков, выявленных в ходе испытаний, выросла уже более, чем в 4 раза. По словам американских же экспертов, корабли проекта LCS стали «невероятно дорогими». Кроме того, одним из популярных эпитетов для них стало выражение «куча мусора», при этом часто «мусор» заменяют более резким эпитетом.
В отчете «Пентагона» говорится о том, что рассматриваемые корабли прибрежного класса малоэффективны и не способны вести интенсивный бой с современным  противником. Отмечается низкая защищенность LCS и малочисленность экипажа, который не сможет вести бой при наличии даже самых малых потерь.
Таким образом, итогом эпопеи «кораблей прибрежной зоны» стала отмена контракта на их постройку. Уже построенные корабли направлены для прибрежного патрулирования обоих побережий США, по сути, выполняя функции кораблей береговой охраны. Идут разговоры о создании сенатской комиссии по расследованию возможного факта «распила» бюджетных средств, освоенных крупными компаниями на ниве американской оборонки.
Примечательно, что в отличие от большинства стран, США ранее не обращали свое внимание на выделение отдельного класса кораблей для преимущественных действий именно в прибрежной зоне. В классификации американских ВМС имеется понятие «корабли береговой обороны», однако до недавнего времени они были представлены лишь сторожевыми катерами, действующими в мирное время в составе «Береговой охраны». По всей видимости, путем создания нового класса LCS США пытаются реагировать на возрастающую активность военно-морских сил других стран, что является косвенным подтверждением собственного признания утраты позиции мирового океанского гегемона. Однако, пока американские прибрежные «сторожевики» серьезного впечатления не производят, разве что привлекают внимание необычным футуристическим видом и обилием скандальных материалов в прессе.
Глеб Зима специально для Planet Today

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

297

Похожие новости
23 апреля 2019, 11:40
22 апреля 2019, 11:20
23 апреля 2019, 09:20
22 апреля 2019, 17:00
22 апреля 2019, 17:00
22 апреля 2019, 14:20

Новости партнеров