Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

«Призрак» не нужен. Почему Минобороны отказывается от «ядерного поезда»?

Вчера СМИ со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщили, что работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» временно приостановлены.
Причём отмечается, что опытно-конструкторские работы были завершены, а ракетный комплекс может встать на рельсы в случае необходимости.
В Минобороны никак не прокомментировали эту информацию. Новость удивила военных экспертов и не только их.
«Призрак» не нужен. Почему Минобороны отказывается от «ядерного поезда»?

Что такое «Баргузин»

«Баргузин» представляет собой обычный состав, внешне неотличимый от обычного товарного поезда. В его вагонах устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая.
Кроме того, «на борту» размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав.
В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. В случае приказа о боевом применении поезд останавливается и готовится начать атаку.
Створки на крышах трёх вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Затем в сторону цели миномётным стартом вылетают три ракеты.
У «Баргузина» был предшественник — советский БЖРК с ракетой «Молодец». К 1991 году у России были три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками.
Благодаря маскировке и автономности «поезд-призрак» был неуловим для спутников-шпионов.
Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все «Молодцы» были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов.
О реанимации проекта по созданию БЖРК было заявлено в декабре 2013 года. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту «Баргузин».
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Молодец», представленный на уличной экспозиции Музея российских железных дорог, открывшегося в Санкт-Петербурге. Фото: © РИА Новости / Алексей Даничев
«Баргузин» планировали разработать до 2018 года. Ранее командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что новый БЖРК будет значительно превосходить советского предшественника по точности, дальности полёта ракет и другим характеристикам.
По задумке военных, введя в строй «Баргузин», Россия получала триаду — то есть комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования.

Почти готов?

В ноябре прошлого года консультант командующего РВСН генерал-полковник Виктор Есин заявил, что бросковые испытания ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» прошли успешно. Пробный запуск ракеты состоялся в начале ноября на космодроме «Плесецк» под Архангельском.
«Результат, как говорят, приемлемый — то есть задачи, которые ставились перед испытанием, были решены. Ракета подтвердила способность стартовать с железнодорожной платформы», — рассказал Есин. Речь идёт о ракете типа РС24 «Ярс».
Впрочем, уже тогда представители Минобороны не утверждали конкретных сроков введения в строй «поездов-призраков».
«Развитие железнодорожного комплекса зависит от целой совокупности факторов. Тут должны быть учтены и другие компоненты «ядерной триады». Всё это и будет увязано в новой госпрограмме, которая начнёт действовать с 2018 года.
Так что сейчас сказать что-либо однозначное было бы преждевременным», — заявлял Есин.

Испуганное НАТО

Любая новость про «Баргузины» вызывает на Западе шквал критики. И их боязнь объяснима: при размещении ракет на поездах очень сложно отследить перемещение подобных составов.
Сверху вагоны вообще идентичны обычным, к тому же они в любой момент могут поменять направление, что делает уничтожение комплекса в случае пуска очень затруднительным.
Так почему же тогда решили отказаться от столь грозного оружия?
Разберём несколько версий.
Первая — дезинформация противника. Да-да. Старый добрый приём. Пусть западные военные думают, что мы правда решили отказаться от поездов с ракетами.
Вторая версия — действительно отказались. И здесь может быть несколько объяснений. У ведущих разработчиков ракетных комплексов нет однозначной позиции относительно эффективности «Баргузинов», и в Генштабе есть как противники, так и сторонники данного вида вооружений.
Не исключено, что при формировании госпрограммы статья расходов на поезда-призраки просто исчезла. Тем более что и раньше создание БЖРК не было приоритетной задачей для армии.
Так, в декабре 2015 года источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию «Баргузина» перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 года.
Против «Баргузинов» выступили РЖД. Сначала железнодорожники, по слухам, были крайне недовольны ускоренным износом железнодорожных путей, по которым должен был передвигаться»Баргузин». Из-за тяжёлых ракет весом в 105 тонн для их размещения требовалось усиливать колёсные пары.
Но в новых БЖРК тяжёлые ракеты использовать не планировалось — там должны были разместить лёгкие ракеты РС-24.
Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна, в случае если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК.
Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.
Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжёлых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более лёгкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.
Но, как рассказывают, железнодорожники по-прежнему были не в восторге от необходимости встраивать в систему перевозок ещё и поезда с ядерными боеголовками.
БЖРК должен был стать самым сильным аргументом, главным нашим козырем в споре с американцами по поводу целесообразности развёртывания глобальной системы ПРО.
«Поезд-призрак» мог встать где угодно, где есть шпалы и рельсы, повернуть в любую сторону и даже использоваться в тот момент, когда потенциальный противник атаковал.
Теперь его может постигнуть судьба «Молодца». Но это не точно.

Подпишитесь на нас Вконтакте

585

Похожие новости
12 декабря 2017, 21:40
12 декабря 2017, 19:20
12 декабря 2017, 16:40
12 декабря 2017, 11:20
12 декабря 2017, 14:00
12 декабря 2017, 14:00

Новости партнеров