Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

10 самолётов, изменивших войну в воздухе. Мнение «Военного обозрения»

В комментариях к статье We Are The Mighty: 10 истребителей, изменивших войну в воздухе кто-то из читателей сказал, что если бы рейтинг составляли у нас, то он был бы совершенно другой. Полностью согласен.

А так как коллега Рябов проявил просто чудеса дипломатии, комментируя это звездно-полосатое торжество в воздухе, то что ж, подойдем к вопросу не так дипломатично.

«Однако некоторые особенности этого рейтинга оставляют вопросы, в т.ч. неудобные. Его авторов можно заподозрить в предвзятом отношении к той или иной технике и, как следствие, в недостатке объективности» (К. Рябов).


Ну как у Лаврова уроки брал Кирилл. На деле же рейтинг сильно так себе, потому что составлял его американец, который, возможно, кроме Су-27, и самолетов других стран не знает. Но это не главное. Главное в том, что мы сами вполне способны составить свой рейтинг таких машин, которые действительно внесли огромный вклад в развитие военной авиации.

Более справедливый, на мой взгляд.


В одной из недавних статей я уже задавал этот вопрос: как правильно оценивать самолеты? По каким критериям или параметрам?

Здесь считаю уместным говорить не о неких новациях, потому что тогда точно весь рейтинг будет состоять из навороченных американских «вундеров», которые напичканы всем подряд, но толку с этого ноль.

Будем говорить о эпохальных конструкциях, действительно оказавших влияние на дальнейшее развитие боевой авиации. И – немаловажно – на конкретных примерах. А то пойди толком оцени, что там инновационного запихнули в F-117 и F-35…

Прошу не обращать внимания на порядковые номера в рейтинге, мы пойдем просто по временной линии, начиная от первого нашего героя.

1. Wright «Flyer-1». США, 1903 г.


Этот аппарат был выпущен в одном экземпляре и боевым самолетом не был. Он вообще самолетом-то был с большой натяжкой. Но: летательный аппарат с человеком поднялся в воздух на тяге двигателя, пролетел вперёд и совершил посадку на месте с высотой, равной высоте места взлёта. То есть не упал, а все-таки пролетел. Начав тем самым эру авиации тяжелее воздуха.



2. Сикорский «Илья Муромец». Россия, 1914 г.


Первый настоящий бомбардировщик. Первый реально тяжелый бомбардировщик, а если сопоставить задачи, которые выполняли «Ильи Муромцы» в Первую мировую войну и, скажем, В-29 во Вторую, то это еще и первый стратегический бомбардировщик.


Самолет, способный со скоростью среднего истребителя переместить 500 кг бомб на расстояние до 500 км – в те времена это реально было чудо. Не завися от встречного ветра, как цепеллины-бомбовозы, имея возможность отбиться от нескольких истребителей противника в одиночку, «Илья Муромец» был реально аппаратом из будущего.


Гений Игоря Сикорского – это гений человека, чувствовавшего воздух кончиками пальцев… «Илья Муромец» — это прообраз Пе-8, «Ланкастеров» и В-29. А глобально – и Ту-95.

3. Fokker E. Eindecker. Германия, 1915 г.


Кто первый смог запихнуть пулемет в кабину истребителя, мы уже не узнаем. Шла война, и мысли у многих работали в одном направлении. Первоначально летчики воевали друг с другом при помощи личного оружия, то есть, пистолетов. Было огромное количество весьма экзотических способов расправы с противником, но главным однозначно стал пулемет.



Так что вторым в списке будет именно творение Антона Фоккера, да не простой истребитель, а именно «Фоккер Е», потому что на нем впервые был установлен механический синхронизатор для стрельбы через плоскость винта. Эпохальное устройство, о чем мы уже говорили в одной из статей.


Кроме того, хоть Фоккера некоторые и обвиняли в копировании самолета фирмы «Моран-Солнье», в отличие от французского, «Фоккер» имел цельнометаллическую сварную раму из труб.

Ну и металлические уголки, которые применяли французы для защиты лопастей пропеллера от пуль, — это все-таки боевой колхоз, а не синхронизатор.

4. SPAD S.XII. Франция, 1917 г.


Очередь французов подошла. Тут речь пойдет не просто об истребителе SPAD S.XII, а о его модификации SPAD S.XII Са.1. «Са» означает Canon, то есть пушечный.


Идея установки пушки на самолет принадлежит французскому асу Жоржу Гименеру (53 победы), а французские инженеры смогли это воплотить в металле.

Главным вооружением самолета стала пушка «Путо» калибра 37 мм, расположенная в развале блока цилиндров двигателя «Испано-Сюиза» и стреляющая через вал винта. Пушка заряжалась вручную, на цель наводилась по трассам спаренного с ней пулемета «Виккерс».


Несмотря на то, что первый в мире серийный пушечный истребитель не оправдал возлагавшихся на него надежд, он занимает свое достойное место в списке. Да, однозарядное орудие с ручным перезаряжанием оказалось, мягко говоря, неудобным для воздушного боя, но именно с этого момента пушка в развале цилиндров двигателя стала классикой до конца Второй мировой войны.

5. Messerschmitt Bf.109Е. Германия, 1938 г.


Говоря о 109-м, отмечу, что здесь он оказался потому, что это фактически первый удачный истребитель с мотором жидкостного охлаждения. Пионер эры таких моторов был выпущен в сумасшедших количествах и провоевал всю Вторую мировую от первого до последнего дня. В модификациях, разумеется.


Но, главное, Bf.109 стал примером для подражания во всем мире. Именно глядя на результаты применения 109-го в Испании, работали инженеры всех стран, которым предстояло стать участниками той войны.

И наработали. «Спитфайры», «Мустанги», Яки – все в общем-то делались с оглядкой на творение Мессершмитта.

Сам по себе мотор жидкостного охлаждения был весьма и весьма спорным решением, но прослужил весьма долго в ВВС многих стран мира.

6. Messerschmitt Ме-262. Германия, 1941 г.


С «Ласточкой» все понятно, мы ее тоже разбирали. Первый толковый реактивный истребитель, который мало того что пытался воевать, так у него это получалось.


Да, 262-й — представитель несколько иной ветви, но воевал он вместе с поршневыми самолетами, и нельзя сказать, что так уж превосходил их. Сбивали "ласточек" и американцы, и наши. Не то чтобы запросто, но сбивали.

7. Ильюшин Ил-2. СССР, 1942 г.


Можно долго спорить о том, какой самолет был первым штурмовиком. Но то, что Ил-2 – это первый штурмовик, который задумывался именно как самолет для штурмовки, вряд ли кто-то станет оспаривать.


Бронекороб, который был включен в силовой набор планера, – это тоже новшество. Но главным образом, помимо того, что Ил-2 не переделывался в штурмовик из устаревшего истребителя (обычная практика), а был спроектирован изначально.

Много можно говорить о его роли в той войне, но то, что он до сих пор является самым массовым в истории человечества самолетом, говорит о многом. Идеальный самолет для точечных ударов по переднему краю.

8. Boeing B-17 «Flying Fortress». США, 1937 г.


Самолет, ставший символом уничтожения. Рекордсмен по количеству сброшенных бомб. И, уверен, ни один самолет не разрушил столько, сколько это сделали «Летающие крепости».


Да, репутация могла бы быть и покруче, поскольку в разнесении в щебень городов с гражданским населением чести немного.

Но факт: именно «Крепостям» принадлежит открытие новой войны в воздухе. Тотального разрушения всего и вся на земле. Позже этот принцип американские ВВС будут осуществлять в Корее, Вьетнаме, Югославии, Ливии, Ираке и многих других местах, но начало всему положили именно «Крепости».

9. Heinkel He.219 «Uhu». Германия, 1942 г.


Ночной истребитель, к тому же выпущенный не самой большой серией. Однако это фактически мостик между эпохами.


Этот самолет был забыт сразу после войны, но принципы, которые были реализованы в нем, стали классикой жанра.

Радиолокатор, ответчик «свой-чужой», катапультируемые кресла для экипажа, герметичная кабина, дистанционно управляемые пулеметные установки, мощнейшее пушечное вооружение.

Да, «Филин» не смог сыграть значительной роли в войне. Но здесь именно тот случай, когда многое из нового, примененного в конструкции, навсегда получило прописку в современных самолетах.

10. Fairey Swordfish. Великобритания, 1934 г.


Кто-то сейчас скажет: господи, это чудо что тут забыло? И будет категорически не прав!


Этот летучий чумоход — реально один из самых результативных ударных самолетов! И с появлением торпедоносцев жизнь на море перестала быть простой и красивой. Корабли начали тонуть!

«Суордфиши» сыграли огромную роль в потоплении «Бисмарка». Если бы не торпеда, сброшенная с самолета, плакали бы англичане по «худу» еще долго и кровавыми слезами.

«Суордфиши» устроили предтечу Перл-Харбора, бойню в Таранто, ценой двух самолетов отправив на дно два линкора («Литторио» и «Конти ди Кавур») и повредив линкор, два крейсера и два эсминца.

«Суордфишам» принадлежит рекорд потопления тремя торпедами четырех кораблей. В гавани на Мальте (Сиди-Барани) тремя торпедами были уничтожены две подводных лодки и транспорт с боеприпасами. Транспорт взорвался и отправил на дно пришвартованный к нему для пополнения боезапаса эсминец.

Вот такой получился рейтинг среди самолетов первой половины прошлого века. И, уверен, он довольно справедлив, поскольку нечего валить в одну кучу F-117 конца 20 века и «Фоккер» из начала. Разные эпохи, разные классы самолетов.

Но это вопрос вкуса, а о вкусах у нас спорят, есть такое.

Тем не менее, вот 10 самолетов первой половины прошлого века, которые реально изменили суть войны в воздухе. Может, кто-то будет не согласен, повторюсь, все эти сравнения – дело неблагодарное.

Однако для второй половины 20 века просто необходимо сделать свой обзор, поскольку наступила эра реактивных самолетов. Иные правила, иные принципы.

Так что продолжение следует.
Роман Скоморохов

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

186

Похожие новости
13 декабря 2019, 17:40
12 декабря 2019, 05:40
11 декабря 2019, 05:00
11 декабря 2019, 05:00
12 декабря 2019, 19:40
12 декабря 2019, 19:40

Новости партнеров